Дело Номер

«Какие деньги? Вы всё получили. Лучше бы играли нормально».

Очередной театральный скандал случился уже не на территории России — в Чехии. Но от этого не легче. Действующие лица — худрук «Таганки» 94-летний Юрий Любимов и его артисты. Свидетели — дирекция и участники традиционного фестиваля «Театр европейских регионов» в городе Градце Кралове.


Юрий Любимов с женой
Каталиной. Фото: www.kp.ru Скандал выплеснулся только после последнего спектакля уже в Праге, в Национальном театре. А до этого Театр на Таганке приехал со своим легендарным спектаклем «Добрый человек из Сезуана», с которого 47 лет назад и началась «Таганка». Билеты на москвичей разлетелись моментально, и организаторы, и зрители с нетерпением ждали выступления русского театра, и никто не предполагал, что случится гроза.

Рассказывает Иван Рыжиков, актер Театра на Таганке:

— Мы расспрашивали переводчиков о фестивале: мол, как проходит, как работают другие театры, за гонорар или как мы, за суточные, и, к своему удивлению, узнали, что вообще-то фестиваль платит гонорар театрам. Получают все — и артисты, и постановочная часть. Если бы не спросили, так бы и работали за суточные. Тогда наш ведущий артист Феликс Антипов (занят во всех спектаклях Ю.Любимова. — М.Р.) подошел к Юрию Петровичу и сказал, что, мол, мы знаем о том, что нам причитается гонорар. На это Юрий Петрович страшно удивился: «Какие деньги? Вы всё получили. Лучше бы играли нормально». Тогда мы все написали Юрию Петровичу коллективное письмо.

В версии худрука «Таганки», история выглядит иначе — перед репетицией «Доброго человека…» артисты в ультимативной форме потребовали денег и вышли на сцену только тогда, когда их алчные интересы были удовлетворены.

Показания прямых участников событий окрашены сильной эмоцией и контекстом непростых взаимоотношений между дирекцией и труппой. Весь сезон «Таганку» лихорадит: основатель театра недоволен своими артистами, артисты возмущаются неуважительным отношением к себе со стороны Юрия Любимова, и особенно его жены Каталины, которая имеет статус заместителя художественного руководителя. Весь сезон таганковцы не получают ежемесячные премиальные — вот и накипело. Но вернемся в Чехию, где по-настоящему разразилась гроза, начавшаяся не вчера.

Есть независимый свидетель — переводчик Анна Евсина. Она шесть лет проживает в Чехии, не первый раз работает с русскими труппами на фестивале. Мы дозвонились до Анны, и вот что она нам рассказала:

— Для нас это вообще был шок. И я вам честно скажу, если бы русские журналисты не написали об этом, дирекция молчала бы, чтобы плохо не подумали о Любимове, о его театре, — отношения внутри театра не должны касаться публики.

— И все-таки, Анна, что произошло? А то все настолько взвинченны, что путаются, нервничают.

— Менеджер «Таганки» Яна (я фамилии ее не знаю) вместе со мной в дирекции получила для театра гонорар. Я сопровождала ее как переводчик. Менеджер расписалась и ушла. Должна была начаться репетиция перед спектаклем, и на ней разрешили присутствовать студентам, волонтерам фестиваля. Всё было готово. Я увидела, как артисты пошли со сцены в зал и попросили Любимова подняться. На последнем ряду не было слышно, что они говорили, но тон, которым они разговаривали, был спокойный и вежливый.

Иван Рыжиков:


Иван Рыжиков.
Фото: www.ruskino.ru — Мы узнали, что за один спектакль нам платят 8 тысяч долларов. И еще организаторы извинялись, что не могут заплатить больше. Поскольку Юрий Петрович категорически отказался нам заплатить за работу, мы составили коллективное письмо. И перед репетицией ему и Каталине в присутствии всех зачитали. Оно у нас записано на диктофон, и мы можем предоставить его всем.

— Иван, Юрий Петрович утверждает, что вы поставили ультиматум — сначала деньги, потом стулья, извините, спектакль.

— Никакого ультиматума не было. Мы просто вежливо попросили: «Заплатите нам честно причитающиеся деньги».

— Все подписали письмо или были отказавшиеся? И как вы решили их распределить?

— Подписали абсолютно все, потому что уже устали — это у нас в театре не в первый раз. Вот недавно ездили в Питер со спектаклем «Мёд», ребята получили по 600 рублей. А здесь мы собрались и договорились, что есть два пути распределения денег: или всем поровну, или профсоюз собирается и распределяет в зависимости от вклада, звания, объема работы. Но все проголосовали — разделить поровну.

Мы прикинули — сколько получилось за два спектакля. Сумма оказалась не та, из-за которой стоило дирекции «Таганки» вляпываться в столь некрасивую международную историю — всего-то по 15 тысяч 39 рублей на брата за два спектакля в двух городах Чехии. Та самая игра, что точно не стоит свеч.

Те, кто наблюдал разборки со стороны, явно испытали шок и неловкость. Очевидно, чтобы избежать громкого скандала и сомнительных толкований (мол, зажали деньги артистов), Каталина Любимова достала конверт из сумки и передала взбунтовавшимся артистам, после чего репетиция началась тут же, но…

— Было ужасно слышать, как режиссер оскорблял артистов, — говорит переводчица Анна. — Мне даже стыдно передать эти слова, грубость, неуважение… Если бы Юрий Петрович сказал своим артистам: «Я разберусь, я разделю…», но он был страшно недоволен и позволял себе ужасные выражения, у нас к этому здесь не привыкли. Для меня великий человек не перестанет быть великим, но я не выношу, когда унижают людей.

Театр на Таганке вернулся в Москву триумфатором — в двух чешских городах легендарный спектакль прошел на ура. Но, похоже, как с «Доброго человека из Сезуана» начиналась «Таганка», с ним и закончится. Любимов во второй раз за год объявил об уходе с «Таганки». Системный кризис налицо, противостояние артистов и дирекции очевидно. Развитие событий не за горами. Очевидно также, что если Департамент по культуре, в чьем подчинении находится «Таганка», не вмешается и не займет разумную, юридически обоснованную позицию, всё кончится плохо. Но больше всего я сочувствую 94-летнему Любимову: это трагедия — создать театр, который не без его же участия погибнет.

Марина Райкина (оригинал материала: MK.RU; заголовки: Компромат.Ru)


СКАНДАЛ ТАГАНКИ: СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ
Сегодня в средствах массовой информации появились сообщения о конфликте, случившимся между труппой Театра на Таганке и худрука Ю.П.Любимовым на гастролях в Праге. Причем, в адрес труппы со стороны худрука прозвучали обвинения в саботаже и непорядочности.



Юрий Любимов.
Фото: www.mk.ru Что же на самом деле произошло, чему мы стали невольными свидетелями во время этой поездки в Чехию легендарного театра «На Таганке?»

Во время генеральной репетиции в зале было немало народу, мы все всё слышали и видели, из чего получили информацию о причинах конфликта:

1. Не был выдан гонорар за спектакль в Градце Кралове.

2. Не были выданы суточные на время пребывания в Праге.

3. В связи с тем, что это было не в первый раз, труппа написала заявление, находясь на гастролях, не дожидаясь приезда в Москву.

Итак, хроника событий.

Репетиция задержалась, т.к. ждали Ю.П., все артисты были на месте в 15:00.

Потом артисты пригласили Любимова, вежливо обратились с заявлением, и репетиция, если этот поток оскорблений можно назвать так, началась сразу после того, как артистам выдали градецкий гонорар и пообещали пражский.

Спектакль начался вовремя и имел огромный успех.

Ультиматума не было – артисты написали заявление, в котором просили выдать гонорар за спектакли, не угрожая срывом репетиции или спектакля, также не предъявляли ультиматум и устно, не проявляли грубости.

Деньги – гонорар – разделили после спектакля поровну между всеми работниками на собрании труппы.

Коллектив труппы обратился со своими требованиями корректно и интеллигентно. Мы находились с ними и после спектакля, и утром провожали в аэропорт – никто не говорил грубостей в адрес режиссера, несмотря на нанесенные им оскорбления.

Даже, если бы труппа действительно была виновата, кто давал право оскорблять и унижать людей? В их лице унижали всех нас, сидящих в зале. В Градце Кралове г-жа Любимова оскорбляла волонтеров и была груба с работниками Клицперова театра. Также высокомерно вела себя и в Праге.

Когда я, Анна Евсина, подошла выполнить поручение менеджера театра и познакомить с чешским мальчиком для спектакля и его отцом, в мой адрес г-жа Любимова на весь зал грубо заявила, что это я организовала заговор (!), коллеги и студенты в шоке – мы уже давно не сталкивались ни с чем подобным. В адрес русских людей неслись оскорбления. Если эта дама так презирает русских – что она делает в России?

В присутствии чешских студентов, журналистов, телевидения во время репетиции через каждое предложение cлышались оскорбления от г-на Любимова в адрес работающих на сцене артистов, их называли «быдлом» и прочими словами.

Неужели сегодня это возможно – так обращаться с людьми?

Все время нахождения в Чехии труппе Таганки помогали чехи и русские, живущие здесь, работники и руководство театров, люди на улицах, после спектаклей подходили с благодарностью, проводили бесплатные экскурсии, например, работник Информационного центра Градец Кралове Мартина Шафкова сделала это в Градце, посвятив артистам весь вечер в день их приезда.

Автобусный парк Градца Кралове и театр Клицпера предоставили бесплатную экскурсию в город-памятник Юнеско Кутна Гора. Встречали там и заботились о труппе Таганки художник Владимир Зубов и его жена – бывший депутат чешского парламента Ольга Зубова.

Договор с Национальным театром был составлен так, что театр не предоставлял на время репетиции и спектакля положенное в нем обслуживание актеров: еда, вода – это должно было оплачиваться Таганкой, но менеджер Национального театра организовала помощь всех служб, обед в столовой для сотрудников театра. Помогали и те, кто не имел прямого отношения к договору, повара, вахтеры, уборщицы...

Мы все, помогающие артистам в этой поездке – русские и чешские учителя, студенты, работники двух чешских театров, восхищаемся не только мастерством артистов и технической группы Таганки, но и человеческими качествами, интеллигентностью всех артистов, а после того, чему стали невольными свидетелями, и человеческим достоинством коллектива.

Для нас было дико видеть, как оскорбляют людей, а многие из них – заслуженные и народные артисты, и именно в чужой стране, в Чехии. В микрофон на репетиции в адрес артистов звучали в слова – «оккупанты, нас не любят, вы – позор», и прочие оскорбления, при всем этом люди продолжали работать...

Они защищали не деньги, на которые имеют право, а справедливость, честь и достоинство.

Вчера мы, оказавшись случайными свидетелями, потеряли своего кумира – человека-легенду Ю.П.Любимова, но к счастью, не потеряли веру в человеческие качества и братство Таганки.

Анна Евсина, Елена Рожнова (оригинал материала: «Пражский Экспресс»)


АКТЕР «ТАГАНКИ» ВЛАДИСЛАВ МАЛЕНКО: «В ТЕАТРЕ ДАВНО НАЗРЕВАЛ КОНФЛИКТ. АКТЕРОВ ТУТ НИ ВО ЧТО НЕ СТАВЯТ!»
В результате громкого скандала худрук театра Юрий Любимов покинул свой пост
(26 июня 2011 года)
Громкий скандал случился во время недавних гастролей Театра на Таганке в Чехии. На генеральной репетиции, заявленной изначально как мастер-класс для чешских коллег (в зале собралось около ста человек), актеры стали требовать у Юрия Петровича свой гонорар. (подробности)

По словам режиссера, труппа настаивала на немедленной выплате командировочных, пригрозив сорвать спектакль.

Любимов деньги отдал. Но актеры, по его словам, репетировать начали только после того, как поделили финансы.

– Я довел репетицию до конца, но с ними больше работать не буду! – заявил режиссер.

В итоге труппа все же сыграла свой культовый спектакль «Добрый человек из Сезуана» в Пражском национальном театре, как и планировалось. Зрители аплодировали стоя. Но Любимов на поклон не вышел.

После спектакля он театра назвал случившееся «из ряда вон выходящим фактом, который позорит великий русский театр» и еще раз заявил о решении уйти из родной «Таганки».

В театральных кругах уход Юрия Петровича Любимова с руководящего поста по значимости уже сравнивают с уходом Льва Толстого из Ясной Поляны.

А у актеров «Таганки» – своя правда:



Владислав Маленко.
Фото: www.kino-teatr.ru – На время пребывания в Чехии актерам не были выданы суточные, – говорит актер театра Владислав Маленко. – И это уже не в первый раз. «Бомба» должна была рано или поздно сдетонировать. Конфликт в театре в том числе и на этой почве назревал давно. Из достоверных источников нам стало известно, что чешская сторона направила средства на гонорары актерскому составу, и они уже в руках у жены Любимова Каталины. Старейший актер театра, народный артист России Феликс Антипов от имени всей труппы и очень корректно спросил худрука: «Юрий Петрович, когда нам выплатят гонорары?» Антипову ответили: «Вы свое уже получили. Успокойтесь!» Важный момент: мы не угрожали срывом спектакля, не устраивали бойкот. Впервые единодушно, достойно – и стар, и млад, и женщины, и мужчины – собрались вместе и перед репетицией обратились к Юрию Петровичу в вежливой форме. Любимов и его жена Катарина стали кричать, не обращая внимания на сидящих в зале зрителей: «Заткнитесь! Вы не коллектив! Вы не хотите работать, хотите только деньги делить!» Обидно. Актеры прекрасно отработали спектакли в Чехии. На износ. Конечно, лучший способ защиты – это нападение. И все же в какой-то момент Юрий Петрович замолчал. Он понял, что вся труппа, включая «заслуженных», ведущих актеров – Алексея Граббе, Анатолия Васильева, Феликса Антипова – сидит и молча смотрит на него. Любимов сказал: «Вам будут выплачены деньги! А теперь идите работать!» И мы пошли. Никто на сцене деньги не делил. Юрий Петрович отдал гонорары двумя частями.

– Перед гастролями актеры оговаривали суммы гонораров?

– Нет, конечно. В театре не принято! У нас вообще все, что касается финансов, покрыто тайной. Каждый год – новый бухгалтер. Но не это сейчас важно. Если бы чехи нам не сказали про деньги, мы бы так и «съели» ситуацию. Спектакль «Добрый человек из Сезуана» – сложный спектакль. Но в Чехию не были взяты ни гримеры, ни реквизиторы, ни костюмеры. На них просто сэкономили! Актеру надо выходить на сцену, а он бегает по темному закулисью и ищет кувшин (Владислав Маленко играет в спектакле роль водоноса Ванга – ред.)! В гостинице мы жили в ужасных условиях. Например, три актрисы были вынуждены спать на одной кровати. Работу монтировщиков, костюмеров и реквизиторов выполняли две актрисы театра, после чего выходили на сцену. Руководство «Таганки» работает по принципу: «Хотим – платим, не хотим – не платим».

– Почему вы тогда раньше об этом молчали?

– Старались быть деликатными по отношению к Любимову. Молодые актеры боятся. Многие живут в общежитии и запросто могут остаться на улице. Мне не страшно говорить правду. Считаю, что супруга Юрия Петровича Каталина принесла много вреда театру. Интересы семьи худрука «на Таганке» поставлены выше творческих интересов и нравственных законов. Актеров оскорбляют, не считают за людей. Извините, но после очередного собрания труппы, где в адрес актеров из уст жены Любимова была брошена фраза «вы все – отвратительные твари!», мне позвонил Михаил Полицеймако. Сказал, что его мать, наша заслуженная актриса Марина Витальевна Полицеймако, жена Фарады, слегла дома с сердечным приступом. Молчать больше невыносимо. Все-таки в XXI веке надо разделять театр авторский и театр крепостной.

СПРАВКА «КП»

Этот конфликт далеко не первый в истории Театра на Таганке. Юрий Петрович Любимов пришел в театр в 1964-м году. Но затянувшийся конфликт с властью заставил патриарха российской режиссуры покинуть страну на пять лет. Вернувшись в начале перестройки, Любимов принялся возрождать свой театр.

Добился выхода в свет запрещенных спектаклей: «Живой», «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов». Однако театр пережил раскол – от него отделилась группа, назвавшая себя «Содружеством актеров Таганки». Несмотря ни на что, «Таганке» удалось пережить нелегкое время и продолжить радовать зрителей своими спектаклями.

Раиса Мурашкина (оригинал материала: «Комсомольская правда»)