28 июня Таганский суд Москвы арестовал генерального директора Российского авторского общества Сергея Федотова. Следователи обвиняют его в мошенничестве с недвижимостью, принадлежавшей РАО, на 500 миллионов рублей. Претензии к обществу есть как у противников авторского права, так и у правообладателей, а непрозрачность работы РАО привлекала внимание налоговиков.
Расследование в отношении Российского авторского общества началось в прошлом году. Федотова обвиняют в хищении имущества РАО: в 2007—2011 гг. общество приобрело четыре объекта недвижимости в Москве площадью 2 тыс. кв.м, затем они были переданы дочерней компании РАО «Сервисно-эксплуатационная компания» (ЗАО «СЭК»), а затем — четырем дочерним фирмам СЭК. Генеральный директор СЭК — член совета директоров РАО Светлана Темешова. В прошлом году компания получила 2,5 млн рублей чистой прибыли. Открытая информация есть только об одной дочерней компании СЭК — ЗАО «Медиа Менеджмент» с уставным капиталом 119 млн рублей. Ее основной вид деятельности — управление недвижимостью, а генеральный директор — Михаил Черешнев, он же руководит звукозаписывающей компанией ЗАО «Музофон». Расследование вели оперативники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России совместно с сотрудниками ФСБ. Ущерб от вывода имущества они оценивают в 500 млн рублей, по данным РБК. Иван Ким, советник генерального директора РАО по связям с общественностью, сообщил «Новой», что три из четырех помещений уже проданы, деньги получили «внучки» РАО. Он утверждает, что руководство РАО все делало законно. «Это помещения в бизнес-центре Baker Plaza на Бутырском Валу и отдельно стоящее здание на Шелепихинской набережной, — объясняет Ким. — Они покупались РАО, но так как РАО не может вести коммерческую деятельность по уставу, они были переданы в СЭК, чтобы она занималась коммерческой деятельностью, сдавала их в аренду. Затем они поступили дочерним обществам СЭК — их уже СЭК создавала, и каждой организации передавала в уставной капитал по одному помещению. Потом три помещения были проданы: был кризис 2012 года, просел рынок недвижимости, они не сдавались, и содержать их было нерентабельно. СЭК занималась обслуживанием и эксплуатацией зданий. Дочерние компании СЭК — я, наверное, не смогу вам ответить, с какой целью они создавались, но не с целью выведения имущества. Мы уверены в невиновности нашего генерального директора». Иван Ким признает, что иных доходов, кроме авторских отчислений, у РАО нет, поэтому недвижимость, по-видимому, приобреталась на них — возможно, это такие же нераспределенные авторские вознаграждения, как те, за которые на РАО подала в суд налоговая инспекция в 2012 году. Тогда Московский арбитражный суд постановил взыскать с общества 555 млн рублей: РАО не включило в свои доходы авторские вознаграждения, за которыми не обратились авторы, и не заплатило с них налог на прибыль. Дело в том, что чтобы получить вознаграждение, например, за исполнение своей песни в эфире, автор должен сам обратиться в РАО и заключить с ним договор, а делают это далеко не все, объясняет Николай Воронов, заместитель председателя «Пиратской партии». Но к тем, кто использует чужие произведения, РАО приходит само. «Пиратская партия» внимательно наблюдала за деятельностью РАО. С 2009 по 2012 год они собрали 12 млрд рублей, а потратили около 10 — куда делись еще два миллиарда? — говорит Воронов. — Авторы могут не знать, что РАО собирает деньги за их произведения, они не обращаются в РАО, у них нет договора, и деньги оседают в самом обществе, никак не распределяются. В прошлом году были слухи, что арестовывали счета РАО, сами они это опровергали. А сейчас, видимо, нашли способ поймать генерального директора». Согласно отчетам самого РАО, в 2014 году оно собрало более 4,5 млн авторских сборов, более трети которых — за использование музыки и песен. При этом авторам выплатили около 3,4 млн. В 2013 году собрали 4,4 млн отчислений, распределили 3,5 млн рублей. На расходы самого РАО по сбору денег ушло 856 тысяч, в 2013 году — около миллиона рублей. У правообладателей, которые регулярно сотрудничают с РАО, тоже есть к нему претензии. Андрей Лукинов, директор «Продюсерского центра Игоря Матвиенко», говорит, что вызывало вопросы качество сбора денег и назначения величины сбора: «Не все концерты РАО «видело», был непонятен алгоритм начисления вознаграждения», — говорит Лукинов. Впрочем, продюсер считает, что проблема здесь — в отсутствии общей согласованной практики: «После сбора денег и получения отчета от пользователей, детализирующего, что именно использовалось, деньги распределяются пропорционально отчету. Грубо говоря, радиостанция заплатила за период 100 рублей, в этот период использовалось 100 произведений, одно произведение «стоит» 1 рубль. РАО удерживает свой процент на компенсацию работы по сбору, распределению и выплате и выплачивает правообладателю причитающееся ему вознаграждение. Если отчетов об используемых произведений нет (заплатила за озвучку какая-нибудь «шаурма»), то используется так называемое рейтинговое, или статистическое, распределение: вознаграждение распределяется на определенное количество топовых произведений. По такому способу распределения больше всего претензий не только к РАО, но и к ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности), и РСП (Российский союз правообладателей), поскольку нормативных документов по критериям такого распределения не существует, организации их самостоятельно определяют». Всероссийская организация интеллектуальной собственности взимает плату за использование фонограмм в пользу исполнителей и студий звукозаписи. Российский союз правообладателей во главе с Никитой Михалковым (президент Совета РСП) собирает своеобразный акциз с продаж чистых дисков, получивший название «налог с болванок», — в качестве сборов за индивидуальное, не коммерческое, прослушивание песен и просмотр фильмов. РАО, ВОИС и РСП связаны между собой: Сергей Федотов до декабря 2015 года был гендиректором РСП, а его бывший заместитель Андрей Кричевский сейчас руководит и РСП, и ВОИС. В 2015 году была попытка объединить все три организации, но пока они функционируют отдельно.