Дело Номер

За что «хлопнули» главного дорожника Воронежской области Александра Трубникова?

Александр Трубников впервые появился в администрации Воронежской области 15 апреля 2009 года – за три дня до своего 51-ого дня рождения. Двумя неделями ранее Владимир Кулаков уступил кресло губернатора Алексею Гордееву. Новый глава региона уволил начальника автомобильных дорог Егора Сисева, который занимал эту должность на протяжении восьми лет, и назначил новым руководителем Александра Трубникова. Сотрудники управления были удивлены, дескать, как он попал в наши края. Не воронежец, житель Липецкой области, в позднем возрасте закончил аграрный университет (47 лет), всю жизнь прожил в Хлевенском районе, директорствовал в небольшой организации по ремонту дорог, и вдруг такой взлет. Объяснение вскоре нашлось. Александр Трубников приходился сводным братом личному шоферу нового губернатора. Это, конечно, не «преступление». Понятно, что Алексей Гордеев как человек новый для Воронежской области хотел поставить на ключевые позиции в администрации своих людей. Например, руководителем ДИЗО он назначил Максима Увайдова – ранее возглавлял Департамент правового обеспечения Министерства сельского хозяйства. Были и другие, «свои» люди, которые, впрочем, сегодня в правительстве области не работают: заместители губернатора Виктор Неженец, Александр Песов и т.д. И если уж за Александра Трубникова поручился его личный водитель, сомнений в том, назначать его или нет, не было.
Имидж — все
Стиль работы нового руководителя управления автомобильных дорог области был совсем иной, чем у Егора Сисева. Если о последнем отзывались как об интеллигентном, приветливом руководителе, то о Трубникове говорят: типичный деревенский мужик с барскими замашками. Например, к своим подчиненным он обращался по-свойски – Ленка, Юрка, Танька. Когда кого-то ругал, обильно матерился: ты чё, ***, совсем ***, чё ты тут принесла, ***. Когда главный дорожник области выходил из себя, мог закрыть своих подчиненных в кабинетах и, пока ему что-то не посчитали, запрещал выходить. Сотрудники могли сидеть и до десяти вечера, и до двенадцати. За непослушание – увольнение.
Чтобы комфортно себя чувствовать на работе, Александр Трубников оборудовал себе комнату отдыха. Ее, кстати, отчасти видно на оперативной съемке задержания чиновника. В ней установили душ, большой диван, повесили огромный плазменный телевизор, холодильник, кондиционер. Трубников хотел контролировать передвижения подчиненных и для этого приказал повесить в каждом кабинете видеокамеры. «Колготки не подтянешь», — жаловались в свое время сотрудницы.
Со временем чиновник перетащил в Воронеж и своего сына. Он устроился работать в ГИБДД Воронежа в отдел технадзора. Впрочем, вчера Романа Трубникова уволили. У него при обысках нашли 100 млн. рублей.
Александр Трубников заботился и о своем имидже. Например, красил волосы в черный цвет (на фото видно), следил за бровями: посещал специальные процедуры у косметолога. Но все это мелочи, штрихи к портрету. Самое главное, что сегодня вызывает вопросы, — процесс организации работы.
Искусственная конкуренция
В прошлом году на сайте Власть-Бизнес.рф появилось письмо дорожников с жалобой на действия Александра Трубникова. Авторы обращения, придумав себе псевдоним Марк Твен, попросили губернатора разобраться со своим подчиненным. В письме указывалось, что чиновник не только берет откаты, но и заставляет покупать материалы у определенной фирмы по завышенным ценам. Контрольно-ревизионное управление области проверило изложенные доводы, но никаких нарушений не нашла, признав только, что экс-мэр Сергей Колиух виновен в некачественном ремонте дорог.
Обращение к главе региона было написано дорожниками от отчаяния. За четыре года своей работы Александр Трубников умудрился рассорить друг с другом ведущие дорожные компании. Сначала руководитель управления автомобильных дорог зазывал исполнять государственные заказы липецких дорожников, но потом кое-что изменилось. Наши источники в силовых ведомствах рассказали на условиях анонимности, что чиновник искусственно создавал конкуренцию и вынуждал выплачивать откаты за получение заказа. Допустим, есть участок дороги протяженностью 100 км в Павловском районе. Его долгие годы обслуживала одна и та же организация, у которой была техника, сотрудники. Чиновник встречался с руководителями других павловских компаний и говорил, мол, не слишком ли большой участок дороги у господина В. Ему достаточно и 30 км, если хотите, то вы сможете обслуживать 70 км, но только при определенном условии. Дорожники, сидевшие на мелких заказах, прикидывали, считали и соглашались. То же самое было и с ремонтом и прокладкой новых дорог. Кто предложит большую сумму, тот и получал работу. Кто денег давать не хотел, сидел без заказов.
Дорожники стали ссориться. О каком качественном ремонте дорог можно было говорить, если основные усилия руководители компаний направляли на получение заказов, причем, вырывали их из рук друг друга, стараясь заручиться поддержкой самого главного «распределителя» средств. Причем, потраченные откаты потом компенсировались за счет уменьшения расходов на ремонт дорог. Между тем немало вопросов вызывает и деятельность Дорожного фонда. Он работает крайне непрозрачно.
Последняя капля
Компания «Воронежавтодор» занимала в свое время треть рынка по содержанию, ремонту и обслуживанию дорог. За время работы Трубникова успешная организация, сказать, что приблизилась к состоянию банкротства, будет неправильным, но то, что стала испытывать финансовые трудности – это да. Например, Семилукский филиал последние несколько месяцев практически не работает. Дорожники отремонтировали в центре города улицу Чапаева, а 10,5 млн. рублей до сих пор не получили. Местная полиция, несмотря на то, что с момента ремонта прошел целый год, не может найти виновных. Владельцы компании встали перед непростым выбором: либо работать по-прежнему, приносить откаты, бороться, драться друг с другом за заказы, приближаться к банкротству, терпеть чиновника, обложившего «данью» большинство дорожников, либо «завалить» Трубникова. Тем более была обида: в прошлом году чиновник заставил руководство компании публично встать на его защиту. Игорь Дударев, гендиректор «Воронежавтодора», первым подписался под письмом, опровергающим доводы коллег об откатах и покупке материалов по завышенным ценам.
- Пусть те, кто не умеет либо не хочет работать по-новому, уйдут в сторону и не порочат репутацию добросовестных дорожников, подписывая клеветнические пасквили от имени всех дорожников, — написал на сайте Власть-Бизнес.рф бизнесмен.
И уже через восемь месяцев он со своим коммерческим директором Борисом Смирновым согласился участвовать в оперативной разработке ФСБ по поимке Александра Трубникова.
Решение силовиков
Наше издание первым среди воронежских СМИ сообщило о том, что в управлении автомобильных дорог области не все спокойно. В апреле на сайте вышла статья о том, что Александр Трубников за время свой работы в правительстве приобрел, по слухам, 7 новых квартир. В понедельник, 27 мая, мы опубликовали заметку о том, что замруководителя управления Вадим Прохоров задекларировал за 2012 год 37,2 млн. рублей официальных доходов. 140 млн. рублей, которые были обнаружены у жены Трубникова, чиновник мог заработать, учитывая его официальную зарплату, только через 100 лет. При условии — что он откладывал бы получку.
Самый тонкий нюанс, который сегодня силовики не хотят озвучивать, — кто принимал решение о передаче заявления компании «Воронежавтодор» из ФСБ в Следственный комитет России. Встречался ли руководитель Воронежского управления СКР Николай Третьяков с директором регионального управления ФСБ Александром Клоповым и обсуждал дальнейшие действия? Или Клопов сразу связался с московскими коллегами? Статус руководителя управления автомобильных дорог позволяет, чтобы возбуждением и расследованием уголовного дела занималось местное управление. То есть подчиненные Николая Третьякова могли сами взяться за это дело. Ведь если генерал-лейтенант предложил связаться с московскими коллегами, это значит, что в регионе есть кто-то, кто может воздействовать на него и кому он не сможет отказать. Впрочем, такой же вывод можно сделать и в том случае, если директор ФСБ сам обратился к столичным коллегам. Кстати, руководит управлением собственной безопасности в региональном МВД — земляк Трубникова. Говорят, что они все выросли на одной улице.
Вчера губернатор Алексей Гордеев сделал публичное заявление. Он заявил, что неприкасаемых в регионе нет, и во всем должны разобраться правоохранительные органы. Получается, что в то время как губернатор махал шашкой и рубил коррупционные «клубки» в мэрии Воронежа, у него в ведомстве творилось такое, что ого-го! У Зенищева, к слову говоря, силовики не находили миллионов. Наши источники в силовых ведомств выдвигают две версии. Губернатор был в курсе того, что происходило в управлении автомобильных дорог. И второй вариант – Александр Трубников использовал знакомство с главой региона, в результате чего нанес ему крупный репутационный ущерб.

Между тем наши источники в правительстве области рассказали, что вчера в управлении автомобильных дорог прошло экстренное заседание с участием заместителя губернатора области. Он заверил коллектив, что задержание Александра Трубникова – настоящая провокация со стороны недовольной дорожной компании. Правоохранительные органы во всем скоро разберутся. Чиновник вернется на свое рабочее место, так что расслабляться не стоит. Кстати, уже сегодня официальное заявление губернатора Алексея Гордеева о задержании Александра Трубникова с сайта правительства Воронежской области исчезло.