Дело Номер

Экспресс «по-шереметьевски»

Руководство московского аэропорта при прямом участии столичных транспортников и Правительства Московской области активно уничтожает Шереметьевский лес в угоду реализации многомиллионного проекта железнодорожной ветки прямого сообщения «Москва-Шереметьево».

На днях к нам в редакцию пришло письмо от жителей городов Лобня и Долгопрудный и прилегающих к ним населенных пунктов. В своем обращении люди описывали ставшую уже обычной для последнего времени ситуацию, сложившуюся вокруг аэропорта Шереметьево – строительство железной дороги через природоохранную зону.
Так, заказчиками проекта являются ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» и ОАО «Российские железные дороги». Строительство уже начато, несмотря на то, что Московское городское управление особо охраняемыми природными территориями Департамента природопользования и охраны окружающей среды отказало в согласовании варианта трассы в связи с тем, что она запроектирована по насаждениям Лобненского лесопарка и ее строительство потребует вырубки около 24 гектаров ценного леса. В настоящее время Московская межрегиональная транспортная прокуратура приостановила работы и внесла в адрес генерального подрядчика строительства - ОАО «Росжелдорстрой» - представление об устранении нарушений законодательства. Однако этот шаг лишь слегка притормозил процесс…
Экскурс в историю
Идея организовать прямое железнодорожное сообщение между Москвой и Шереметьево возникла еще в 1998 году. Тогда предполагалось построить монорельсовую дорогу от станции Лобня до аэропорта.
Впоследствии, по заказу правительства Москвы начал разрабатываться технический план организации движения от Шереметьево до Ленинградского вокзала. Общественный совет по градостроительству при правительстве Москвы одобрил прохождение трассы вдоль линии Московской кольцевой железной дороги, затем параллельно Октябрьской железной дороге и Международному шоссе до «Шереметьево-1». Летом 2001 года министр путей сообщения Николай Аксененко, вице-премьер Москвы Иосиф Орджоникидзе и директор ОАО «Аэрофлот» Валерий Окулов подписали соглашение о строительстве железнодорожной ветки от Ленинградского вокзала до «Шереметьево». Стоимость проекта оценивалась примерно в 60 млн. долларов.
Однако в ноябре 2004 года администрация аэропорта «Шереметьево» запустила еще одну дорогу к взлетной полосе - с Савеловского вокзала, с пересадкой на автобусы в городе Лобня. Но и этого руководству аэропорта в итоге показалось мало. И вот в 2006 году начинается строительство железной дороги для экспресса «Москва-Шереметьево». Реализация проекта стоимостью 100 млн. долларов постепенно набирала обороты – на выбранной трассе порубили лес, завезли тонны песка и начали возводить эстакаду.
Не обошлось и без эксцессов – в феврале 2007 года от пуль киллеров погиб генеральный директор автотранспортного предприятия Строительно-монтажного треста № 3 Михаил Вартазаров. Строительно-монтажный трест № 3, в котором Михаил Вартазаров работал вместе со своим отцом, является филиалом дочерней компании ОАО «Российские железные дороги» – ОАО «Росжелдорстрой». По основной версии следствия, причиной покушения стала профессиональная деятельность жертвы. Любопытно, что по некоторым данным, именно автотранспортное предприятие Строительно-монтажного треста № 3 с июля 2006 года участвовало в строительных работах в полосе отвода РЖД в районе станции Шереметьевская.
Для справки: Шереметьевский лес – часть Лобненского лесопарка, ограниченная с разных сторон поселком Шереметьевский, городом Лобней, Савеловской железной дорогой и аэропортом Шереметьево. Как и весь Лобненский лесопарк, он относится к лесам первой категории, выполняющим защитные функции, и входит в лесозащитный пояс города Москвы.
Этот участок леса обособлен от основного массива Лобненского лесопарка и представляет собой самодостаточную экосистему, занимающую площадь около 600 га. Ближе к Лобне можно встретить остатки старинной дубравы: произрастающим там дубам насчитывают не менее 250 лет. Помимо всего прочего, Шереметьевский лес играет шумозащитную функцию для жителей окрестностей, ограждая их от гула двигателей на взлетной полосе.
Семь метров над землей
Мне удалось побывать на стройплощадке. Первое, что бросается в глаза – огромные горы песка вдоль действующего железнодорожного полотна Савеловского направления и возвышающаяся над всем этим часть эстакады. По замыслу проектировщиков, по этой эстакаде экспресс будет подвозить пассажиров прямо к терминалу Шереметьево-2. Возле эстакады стоит строительная техника и копошатся рабочие – несмотря на выходной день и явное запрещение прокуратуры, строительство все же продолжается. Мы с одним из местных жителей проходим вдоль путей.
- Вот здесь были деревья, - мой собеседник обводит рукой пространство перед железной дорогой. – Сейчас все они вырублены под строительство… Ну разве так можно?
Конечно, нельзя. Пока я достаю фотоаппарат, мимо нас проходят двое мужчин в строительной робе. С подозрением покосившись в нашу сторону, они удаляются вглубь площадки.
- Не узнали, – с облегчением вздыхает мой спутник, – я даже специально сегодня оставил дома свою тросточку… Они меня по ней, в основном, узнают.
Бывший летчик, он частый посетитель на этой стройке. И руководство фирмы-застройщика уже пыталось всеми правдами и неправдами заставить его прекратить агитировать местное население против реализации проекта. Между прочим, мой собеседник считает, что, помимо вырубки леса и создания неудобств обитателям близлежащих домов, будущая железнодорожная ветка с ее эстакадой может стать причиной… авиакатастрофы.
- В аэропортах, перед взлетно-посадочными полосами есть так называемые «полосы подхода», говорит он. – Это свободное пространство предназначается для того, чтобы самолет в аварийном состоянии – например, при одном отказавшем двигателе и т.д. – прим.О.П.) – мог совершить посадку на брюхо, без выпускания шасси. И ее ни в коем случае не должно ничего пересекать – иначе мы когда-нибудь получим разбившийся самолет и гору трупов, как это произошло в Иркутске… А новая железная дорога как раз планируется поперек полосы подхода!
Напомним, что летом прошлого года в аэропорту Иркутска разбился самолет авиакомпании «Сибирь». В результате 122 человека погибли и 70 пассажиров получили различные травмы. По одной из версий, авиакатастрофа произошла по причине того, что самолет врезался в строения, располагавшиеся в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы. Интересно, а руководству международного аэропорта эта мысль в голову не приходила? Или две с лишним сотни жизней пассажиров и экипажа отходят на второй план по сравнению с прибылью, которую впоследствии может принести проект «Шереметьевского экспресса»?
Альтернатива
По словам участницы Инициативной группы по защите Шереметьевского леса Нины Чеботаревой, защитники Лесфонда пошли даже на то, чтобы разработать и представить заказчику проекта другие варианты организации прямого железнодорожного сообщения, в соответствии с имеющимися путями и коммуникациями. Так, первый из них, так называемый, «Северный», вариант предполагает использование уже существующей однопутной железнодорожной ветки от станции Лобня к аэровокзалу «Шереметьево-1». По этому пути раньше подвозили топливо к аэропорту, а сейчас она практически не используется.
«Южный» вариант предусматривает пуск поезда по основным путям Савеловского направления, до станции Лобня. При этом предполагалось, что в Лобне поезд будет делать остановку и затем проследует в обратную сторону, по так называемым «ведомственным путям» Павельцевской нефтебзы. Эти пути идут параллельно Савеловской железной дороге до Хлебниково, а затем отклоняются на запад и ведут к Павельцевской нефтебазе (ЗАО «Универсал-Нефть»), не доходя до «Шереметьево-2» не более километра.
По мнению местных жителей, у предлагаемых альтернативных вариантов множество преимуществ. Например, при этом не будут затрагиваться земли Лесфонда, на осуществление строительства потребуются гораздо меньшие финансовые затраты, по сравнению с изначально предлагаемым проектом, а главное – не будет существовать угроза безопасности для авиапассажиров, поскольку железная дорога не будет пересекать взлетно-посадочную полосу аэропорта Шереметьево.
Перспектива
Интересно, что различные инстанции, куда обращались защитники леса, придерживаются, в основном, аналогичного мнения: строить железную дорогу через лес нельзя. Так, в официальном ответе, полученном из Росприроднадзора, сообщается, что «Планируемое размещение железнодорожной ветки по землям лесного фонда в Лобненском лесничестве ФГУ «Дмитровский лесхоз» нарушает экологический баланс лесного массива общей площадью около 600 га и ставит его под угрозу полного уничтожения». А предложенные более щадящие варианты по непонятным причинам были заказчиком проигнорированы. При этом заказчик попросту наплевал и на отсутствие заключения экологической экспертизы, обязательной в таких случаях и около года назад все же начал строительные работы. А между тем, это является прямым нарушением законодательства. Так, согласно Конституции РФ, каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Кроме того, существует еще статья 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающая право граждан на учет их мнения при осуществлении градостроительной деятельности. Ну, как известно, к чему человек стремится, то в результате и получает. Так и инициаторы спорного проекта «получили» в итоге распоряжение из транспортной прокуратуры о прекращении работ. Более того, Росприроднадзор обратился также в Генеральную прокуратуру РФ для принятия мер прокурорского реагирования по недопущению самовольной застройки земель лесного фонда.
От редакции
На самом деле, неудивительно, что заказчики и авторы проекта строительства железной дороги «Москва-Шереметьево» не захотели использовать более простые и, как следствие – более дешевые варианты. Ведь давно известно, что чем дороже стоимость производимых работ – тем больше идет так называемый «откат» в карманы заинтересованных лиц. Кроме того, заказчику проекта весьма на руку сыграло то, что в мае нынешнего года Президент России подписал закон N 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд». Согласно этому документу, перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, в земли других категорий разрешается в случае размещения дорог и других линейных объектов. Кто знает, не было ли принятие данного закона инициировано теми самыми «заинтересованными лицами»?
О том, как описанные события будут развиваться в дальнейшем, вы сможете прочитать в следующих номерах нашей газеты.

Специальный корреспондент «Дело №»

Ольга Питиримова