Дело Номер

Дорог нет, а дураков много


Карикатура: www.pryaniki.org
И вот почему. Мы привыкли винить во всех бедах дорожных строителей, которых мы видим на дорогах. Причем, по общему мнению, все они гребут деньги лопатами. Не понятно только, почему среди тех, кто хочет много зарабатывать, там мало русских, видно не привыкли русские к большим деньгам. Но не об этом речь.

Уже не первый год на наших дорогах работают холодные фрезы фирмы Wirtgen, оборудованные системой «разумного» регулирования скорости для чистовом фрезеровании, асфальтоукладчики SUPER 1300 фирмы Vögele, способные укладывать слои большой ширины для устройства покрытий различного назначения, многофункциональные катки фирмы Hamm. Почему же используя для ремонта дорог технику германской компании Wirtgen Group, объединяющей фирмы известных во всем мире своими строительными машинам, наши дороги не выдерживают и года эксплуатации? Попробуем разобраться.

Дорожные строители ведут ремонт в соответствии с техническим заданием аукционной документацию и сметам, где подробно прописаны все расценки на работы, указан вид и цена строительных материалов. Вся документация, где используются бюджетные деньги, особенно из Дорожного областного фонда, согласована с государственным учреждением Тульской области «Региональный хозрасчетный центр по ценообразованию в строительстве» (РХЦЦС) под бдительным и мудрым руководством Министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, в лице министра Николаева С.В. Работу принимают комиссии, включая специалистов организации, имеющей Свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля при строительстве, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог (вид работ 32.10), выданного саморегулирующей организацией (СРО). При производстве работ отклонений от смет не может быть, так как уже в процессе работ проверяется соответствие объемов выполненных работ и материалов технической документации и смете.

Выходит дело не сколько в строителях, сколько в том задании, что они получают от заказчика.

Посмотрим конкурсную документацию, выставленную на аукцион от районов Тульской области на 2012 год.

Первое, что бросается в глаза, это то, что нигде не установлена категория автомобильной дороги, а ведь только это влияет на выбор вида асфальтобетонов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог и его толщину. Наверное поэтому все дороги, будь то автомобильные дороги областного значения, дороги местного значения или тротуара планируется закатать асфальтом тип В марка II (на щебне известняковом). Разница асфальта, уложенного на автодорогу, по которой проезжает в сутки более 6000 автомобилей, включая машины более 40 т, и на тротуары, в толщине 1 см. Видимо компетенция сотрудников министерства и подчиненных ей организаций не позволяет сделать другой выбор.

А может верхний эшелон юридически-финансовых руководителей выбрал принцип: «Экономь на всех (всем), получишь прибыль для себя». Многолетний опыт показал, что ориентация на дешевое местное сырье при производстве асфальта (известняк марки не более 400 и плохого качества битум, местная мучка, идущая взамен минерального порошка) приводит к пустой трате времени и средств, но новая администрация хочет пройти свой триумфальный путь.

Второе, что бросается в глаза, это шаблонный подход к выбору видов работ. Всем рекомендуют фрезеровать дороги глубиной до 5 см. Причем расценки назначают разные, так в Новомосковске, Веневе и Ефремове за это заплатят 102 руб/м2, в других районах только 35 руб/м2. Значит ли это, что одни будут снимать асфальт фрезами, а другие лопатами? А то, что при естественном износе толщина дорог за десятки лет стала меньше и после снятия 5 см и укладки нового асфальта в 5 см дорога будет ниже, никто не учитывает. В связи с тем, что с обочин десятилетиями не убирался песок и дерн, дороги будут как корыто для накапливания воды. При низком качестве асфальта это только ускорить разрушение дороги. Проектно-исследовательские работы, проводимые в нашей области серьезными проектными организациями, показали, что при существующей интенсивности и организации движения асфальтобетонное покрытие на дорогах должно быть двухслойным с верхним слоем толщиной не менее 7 см из а/бетона типа Б при условии, что у дороги есть земляное полотно и основание.

В третьих, еще в 2003 г. распоряжением Минтранса России введены в действие «Рекомендации по приготовлению и применению катионных битумных эмульсий». Основным достоинством дорожных битумных эмульсий по сравнению с обычными битумами является возможность их применения при повышенной влажности, пониженной температуре окружающего воздуха, при одновременной экономии битума. Эмульсии, особенно прямые, обладают значительно меньшей вязкостью по сравнению с битумом, что позволяет производить дорожные работы холодным способом, исключающим подогрев каменного материала, эмульсии и смесей на их основе. Дорожные строители давно используют их при ремонте на тульских дорогах, но специалисты РХЦЦС ради экономии (битум стоит в два раза дешевле эмульсии) настойчиво вписывают в сметы использование битума при розливе вяжущих материалов. Только г. Новомосковску, Богородицкому и Арсеньевскому районам удалось отстоять эту позицию в сметах.

Опустили специалисты РХЦЦС и подрядчиков Ефремовского района, заложил в смете по ул. Химиков фрезеровку 2000 м2, а укладку асфальта только на площади 1000 м2. Вряд ли отстанет от подрядчика администрация: прописано в техзадании уложить 2000 м2, делай за свой счет. А вот как будут работать строители, если в техническом задании прописаны одни материалы, а в смете указаны другие, как правило дешевые и худшего качества. Так, у Богородицкого района в техзадании и приложении к муниципальному контракту «Сведения об используемом при выполнении работ товаре» прописано использование щебня М1000 и асфольтобетон тип B-II, в смете для оплаты стоит щебень М600 и асфальт В-II, в Ясногорском и Арсеньевском районах по техзаданию - а/бетон тип А-I и В-II, по смете только В-II, в Каменском, Ефремовском районах в техзадании в числе используемых при выполнении работ материале указан бортовой камень БР 100.30.15/бетон В30, в смете этого материала и работ по его установке нет.

В Плавском и Каменском районах самое лаконичное и краткое техническое задание – сделайте, пожалуйста, то, что написано в смете в объеме ХХХ кв. м2, а из какого материала не важно.

Заметную роль в составлении документации аукционов внесли руководители Министерства транспорта и дорожного хозяйства. Практически всем районам запретили давать аванс перед началом работ, зато прописали обязательным обеспечения исполнение контракта от подрядчика в размере до 30% от суммы контракта. Это значит, что подрядчик, выигравший аукцион, должен перечислить свои деньги на счет администрации, купить все материалы (около 70% от стоимости контракта) и бесплатно сделать работу. После приема работы не сразу смогут строители получить заработанные деньги: в большинстве районов срок установлен до 30 дней, но есть и передовики. Так в Богородицке обещают расплатиться в течение 60 дней, в Ефремове в течение 100 дней, в Суворове - 180 дней, а в Веневе - не позднее 21.12.2012 года (деньги под елочку). А ведь все это время на счетах администрации будут находиться деньги подрядчика (по отдельным районам эта сумма достигает 8 млн.руб.). Каким надо быть богатым, чтобы начинать такие строительные работы и на какую прибыль надо рассчитывать, чтобы после окончания работ не быть в убытке.

Еще недавно губернатор озвучил расценку в Туле 1100 руб. за 1 м2 . Посмотрим на сегодняшние реальные цифры: Плавский район – до 458 руб/м2, Суворовский район – до 475 руб/м2, Чернский район – до 500 руб/м2, Алексинский район – до 570 руб/м2, Ефремовский район – до 600 руб/ м2, Ясногорский район – до 615 руб/м2, Богородицкий район и рп. Новогурово – до 650 руб/м2, Арсеньевский район – до 695 руб/м2, здесь самое толстое покрытие 6 см, г. Новомосковск – до 750 руб/м2.. При таких расценках, диких условиях контракта и с учетом удорожания материалов в июне месяце никакого навара не видно. Остается как всегда: работать фирмой однодневкой и покупать самое дешевое и плохого качества, а потом не выполнять гарантии, или воровать, полюбовно сроднившись с администрацией.

Дороже всех обойдется ремонт дорог там, где в июне планируется проводить ямочный ремонт: в Веневском районе - 1057, руб/м2 (литым асфальтом), в Щекино – 867 руб/м2 (методом «пневмонабрызга»). Метод ямочного ремонта «пневмонабрызгом» первым стал осваивать Алексин. Сейчас алексинцы ждут майских праздников, когда москвичи рванут на алексинские дачи, и вот тогда после пневмонабрызга у местных ремонтников автостекол сразу появится работа. А там, глядишь, и в Щекино брызгать начнут. Этих понятно, это новаторы. Не понятно, зачем веневцам летом проводить ремонт литым асфальтом, переплачивая за это удовольствие в три раза. Тем более, что на ямочный ремонт гарантии нет, уже через месяц будет не разобрать: какую ямку ты сейчас делал, а какую два года назад. Правда эффект большой: по всему городу на всех дорогах работа будет кипеть: шум, пыль, пробки; сразу заметно забота администрации о своих гражданах.

Юристы и специалисты Тульского Правительства, чем раздавать запреты, лучше бы помогли районам грамотно составить документацию, особенно тем, кто проводит совместные торги. В Плавском районе подрядчику придется заключать 5-ть контрактов с разными заказчиками, но с одинаковым предметом контракта «работы по восстановлению изношенного слоя асфальтобетонного покрытия улицы Октябрьской в г. Плавске (далее - Объект)»; в Суворовском районе, чтобы заключить контракт с 4-мя заказчиками надо знать предмет контракта, а он в информационной карте не указан; несоответствие по предмету контракта в документации Ефремовского района.

И все же, советы главных консультантов департамента дорожного хозяйства нашли свое место в фантазиях на местах. Нельзя не отметить творческую жилку у районов при выборе технологии производства работ. Если по типу применяемого асфальта и толщине его укладки всех унифицировали (хотя бы по цене), то в выборе выравнивающего слоя каждый крутился как мог: кто пошустрее выравнивающий слой укладывает асфальтом с помощью укладчика, другие укладчик не используют и делают это вручную, тем кто потише - разрешили отсыпать черным или известняковым щебнем, а кто не мил - вообще не дали денег на выравнивающий слой. То же самое по сметам: кто-то не получил ничего сверх затрат на ремонт, кто-то урвал на непредвиденные работы от 1% до 1,5 %, другие сумели втиснуть в смету затраты на строительный контроль и даже на расчет с РХЦЦС.

Рука Тульского Правительства хорошо видна в Плавском районе, здесь ГУ ТО Проектная контора (просто контора) за недорого помогла составить Ведомость объемов работ на ремонт автомобильной дороги, и конечно же рекомендовала использовать лучшие методики и материалы. Безусловная их заслуга, что расценки на работу в Плавском районе сразу упали и стали самыми скромными - лишь 458 руб. за кв.м.

Пусть в Ефремовском районе не нашли денег на асфальтобетонное покрытие в д. Марковка, здесь потолще насыпят черного щебня, пусть из экономии щебень не будут расклинивать, зато в Суворовском районе при цене 475 руб. за кв.м подрядчик должен будет укатать асфальт типа А марки I. Прочность и морозостойкость щебня и гравия для приготовления таких асфальтобетонов должна быть М1200, что трудно будет найти в Тульской области за выставленную цену.

Есть в документации и душевное. Так, в Ясногорске при работе по ул. Горького до ул. Заводской подрядчика обязали разместить строительную площадку на площадке около РЦКиД. На площадке «должны быть организованы санитарно-бытовые помещения и устройства: гардеробные, душевые, уборные, помещения для обогрева и регламентированного отдыха», а также «связь с ближайшей пожарной командой». Одни администрации на городские площади цирк и зверей приглашают, а ясногорцам все это заменят строителями.

От души отыгрались заказчики и в назначении гарантийных обязательств. Найдя деньги только на ремонт верхнего слоя дорожного покрытия, почти все нагибают подрядчиков нести ответственность по гарантийному паспорту за нижний слой покрытия, основание дорожной одежды, земляное полотно, а некоторые даже за несуществующие искусственные сооружения, водопропускные трубы, регуляционные сооружения, бортовой камень, сигнальные столбики, дорожные знаки и горизонтальная разметка термопластиком. Будет чем отчитаться району в область: мол мне гарантировали, ждем когда сделают.

Как при этом не вспомнить статью о встрече губернатора В.С.Груздева с председателем комитета государственного заказа Тульской области О.П.Гремяковой, опубликованную на официальном сайте 20 апреля 2012 года «Госзаказ контролирует качество». В ходе встрече был обсуждён вопрос качественного оказания услуг, в том числе выполнения строительных, ремонтных работ. По словам О.П.Гремяковой, экономический эффект достигнут. Да, еще какой.

Мы не считаем себя аналитиками или предсказателями. Лучшие столичные аналитики давно объединены в «Богучаровский Клуб», где и заседают. Просто, почитав высказывание губернатора в твиттере о плохом наследстве, доставшемуся ему по дорогам, подумали, а что он с такой организацией оставит после себя. Ведь если до следующей весны губернатор не уедет в Москву, то уже никогда не уедет – дорог то вообще не будет.

А информацию мы рассмотрели вместе с вами, как туляки–автолюбители, которым ездят пиарщики администрации по ушам, что уже скоро что-то такое будет. И мы все ждем чуда.

Вся аукционная документация по дорогам опубликована и доступна на: http://www.sberbank-ast.ru/, там же видно, вышел кто работать на наши дороги или нет.

И пару слов о министре С.В.Николаеве. С 03.2002 г. по 01.2011г. в должности генеральный директор ОАО «Туланефтепродукт» он развалил всю систему нефтепродуктообеспечения, созданную в Тульской области при советской власти. В угоду получения сверхприбыли ТНК-ВР были закрыты и разграблены все существующие в районах нефтебазы, имеющие полную инфраструктуру, включая железнодорожные пути и нефтепроводы. До сих пор на бывших районных нефтебазах стоят пустые резервуары, образец варварского отношения к имуществу туляков. Зашедшие в Тульскую область компании, не имея возможности купить эти нефтебазы, возят бензин с Московской области, что сказывается на цене и качестве бензина.

И теперь те, кто развалили руками Николаева систему обеспечения нефтепродуктами в области, поставили специалиста-бухгалтера управлять Министерством транспорта и дорожного хозяйства. Николаев классический образец представителя АНТИнародного Правительства Тульской области, что безусловно уже скоро докажет.

Семён Катков (оригинал материала: «Тульские PRяники»)