Дело Номер

На обочине «Столицы»

Не проходит и дня, чтобы мы не услышали о новых фактах планомерного уничтожения живой природы. Подушкинский лес пущен под жилищную застройку, через Шереметьевский прокладывается трасса к аэропорту, в Битцевском – построен торговый комплекс… да все покалеченные таким образом «легкие» нашего города и не перечислить. А теперь вот очередь дошла и до Химкинского лесопарка – непосредственно по его территории власти планируют проложить платную автомобильную дорогу Москва-Петербург.
Понятно, что конкретно против новой транспортной магистрали никто ничего не имеет. Трасса Москва-Петербург перегружена и уже давно нуждается в дублере. Тем более что платные дороги, как правило, поддерживаются в несоизмеримо лучшем состоянии, нежели федеральные, и большинство водителей с готовностью будут платить за проезд по шоссе, на котором не нужно будет постоянно лавировать между ухабами и ямами…
«Столица», да не та
…И всем будет хорошо? Вот только авторы проекта забыли поинтересоваться мнением людей, проживающих в непосредственной близости от будущей скоростной многополосной автотрассы, а также тем, что «думает» по этому поводу закон.
«Уважаемый господин Президент! Обращаемся к Вам с просьбой помочь предотвратить непоправимое ухудшение экологической обстановки на севере Москвы и Подмосковья в результате реализации проекта скоростной платной автомагистрали «Москва-Санкт-Петербург», – написали жители подмосковных Химок в своем письме к Владимиру Путину. – Вынуждены искать Вашей поддержки, поскольку позиция, занятая региональным руководством, практически не дает надежды на положительное решение вопроса на региональном уровне»...
Итак, суть проблемы, по словам авторов письма, заключается в следующем. Через Химкинский лесопарк намечается строительство 10-полосного шоссе под названием «Столица», ширина которого составит 400 – 600 метров. Разумеется, это потребует вырубки огромного количества деревьев, а сам лес, таким образом, будет разделен на две части. Но и это еще не все – постановлением губернатора Подмосковья Бориса Громова №358/16 от 28.04.2006 года практически вся остальная территория лесопарка – полосы по 3 километра шириной в каждую сторону от будущей дороги – отведена под транспортную инфраструктуру и капитальное строительство. Таким образом, речь здесь идет уже не просто о нанесении вреда, но о полном уничтожении лесопарка, относящегося к землям лесного фонда и являющегося частью лесозащитного пояса Москвы.
По словам адвоката заявителей Светланы Тихомировой, решение о строительстве было принято без согласования с жителями близлежащих домов – несмотря на то, что реализация данного проекта прямо нарушает их конституционное право на благоприятную окружающую среду. Помимо этого, по мнению юристов, губернатор Громов просто не имел права распоряжаться лесами, находящимися в федеральной собственности. Более того, проведение на территории лесопарка подготовительных работ, приведших к повреждению и уничтожению части деревьев и кустарников, прямо противоречит Лесному кодексу.
Для справки: Химкинский лесопарк является одним из крупнейших лесных массивов севера ближнего Подмосковья и занимает площадь порядка 300 гектар. На протяжении многих десятилетий он находился под охраной государства, поскольку представляет собой лес первой категории и относится к лесозащитному поясу Москвы.
Фильтруйте базар, ребята!
По мнению заместителя руководителя Росприроднадзора Олега Митволя, правовой режим Химкинского лесопарка, относящегося к защитным лесам, не позволяет его использование под какое-либо строительство. Это прописано в пункте 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации. Так, согласно действующему законодательству, «защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями». Таким образом, в соответствии с пунктом 5 статьи 102 Лесного кодекса РФ, «в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями».
Именно поэтому при утверждении проекта автомагистрали «Столица» были предложены еще два варианта прохождения трассы, которые никоим образом не нарушали лесные границы. Однако по непонятным причинам эти варианты были отклонены. При этом первый заместитель председателя Правительства Московской области Пархоменко почему-то уверен, что «вариант прохождения трассы нового направления автомагистрали Москва – Санкт-Петербург по территории городского округа Химки обеспечивает соблюдение требований экологических нормативов и позволит значительно улучшить транспортную и экологическую ситуацию» в районе Химок.
Осенью прошлого года Олег Митволь направил в Администрацию Подмосковья письмо, в котором привел все вышеизложенные доводы и высказал просьбу к губернатору, чтобы тот принял меры по недопущению нарушения лесного законодательства. И при этом попросил о результатах проинформировать Росприроднадзор.
Однако подмосковное правительство весьма своеобразно отреагировало на обращение Митволя и отправило руководителю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Владимиру Кириллову любопытный документ. Среди всего прочего, в нем утверждалось, что «в соответствии с пунктом «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации, федеральные пути сообщения находятся в исключительном ведении Российской Федерации» и поэтому вопросы организации строительства автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург не относятся к компетенции органов государственной власти Московской области. Но буквально в следующем абзаце письма Администрации МО в Росприроднадзор упоминается, что полтора года назад было принято постановление Правительства Московской области от 28.04.2006 за номером 358/16 «О мерах по строительству скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург и развитию связанных с ним территорий». Так имеет все-таки подмосковная администрация отношение к данному проекту или же нет – из этого письма так и не ясно.
А в заключение автор данного документа – между прочим, все тот же Пархоменко! – недвусмысленно высказал пожелание, чтобы Кириллов принял меры к «усилению контроля за содержанием обращений и писем, направляемых в адрес Губернатора Московской области и органов государственной власти Московской области в целях исключения необоснованных требований». То есть, вроде как, думайте, господа, о чем говорите, да?
Кому помешал лес?
Как нам стало известно, альтернативные варианты прохождения трассы в обход лесопарка даже не рассматривались. И это притом, что в окрестностях Химок и города Долгопрудного имеется достаточное количество промышленных зон, территории которых используются не полностью и поэтому они с тем же успехом могут быть отведены под строительство автодороги. Как дополнительный вариант – транспортный поток с новой автомагистрали может быть направлен в объезд леса – по трассе существующего Ленинградского шоссе, которое сейчас расширяется и вскоре будет вполне способно справиться с возрастающей транспортной нагрузкой. Разумеется, реализация этих вариантов окажется дороже вырубки леса и снизит прибыль инвесторов – но почему здоровье жителей Москвы и Подмосковья должно приноситься в жертву чьим-то коммерческим интересам?
Впрочем, в администрации Химок считают, что новая автомагистраль вреда городу не принесет. Как написал в своем ответе жителям города заместитель главы местной администрации Николай Иванов, «часть названной автомагистрали пройдет через лесную зону, но достаточно далеко от жилой застройки. Ее строительство не только не нанесет ущерба экологии города, но и сократит транзитный поток автотранспорта через Химки, следующий от МКАД в сторону Международного аэропорта Шереметьево и обратно». Более того, по мнению химкинских чиновников, возможности по расширению Ленинградского шоссе крайне ограничены. И поэтому строительство новой скоростной автомагистрали – «единственная возможность обеспечения автомобильного сообщении столицы с аэропортом Шереметьево, Зеленоградом и другими населенными пунктами вплоть до Санкт-Петербурга, при минимальном вреде экологии». То есть, «отцы города» не видят вреда в том, что их подопечные Химки с уничтожением леса и постройкой многополосного шоссе значительно утратят свою «поселенческую» привлекательность для будущих горожан, а для уже живущих там людей город превратится в «бетонные джунгли».
Впрочем, несмотря на оптимистичный настрой местной администрации, еще не начавшееся строительство автомагистрали «Москва-Санкт-Петербург» уже наносит вполне ощутимый вред. Например, с целью нанесения разметки трассы, были вырублены молодые деревца и кустарники, а при самой разметке – существенно повреждены деревья.
«Футбол» – любимый спорт чиновников?
На протяжении последних двух лет жители Химок пишут письма в различные инстанции, однако им, в лучшем случае, приходят ничего не значащие отписки, а в худшем – не приходит ничего. Например, из Администрации президента РФ ответ на письмо пришел следующий: «Сообщаем, что Ваше обращение, поступившее на имя Президента Российской Федерации, находится на рассмотрении в Правительстве Московской области». То есть – там, где весь сыр-бор и был, собственно, затеян. А подмосковное правительство, в свою очередь, «отфутболило» обращение химовчан в Министерство экологии и природопользования Московской области – пусть, мол, они там разбираются, а мы тут вроде бы и не при делах. Ну не смешно ли?
Впрочем, понятно, что решение о строительстве платной автомагистрали принималось не только правительством Московской области. По информации, полученной из открытых источников, этот проект поддерживается на уровне Министерства транспорта и Министерства экономического развития РФ, а для финансирования строительства будут привлечены средства Инвестиционного фонда. Хочется верить, что чиновники просто не понимают, что они делают, и к чему это приведет – в противном случае, это иначе, как умышленным вредительством не назовешь.
«Обращаемся к Вам с убедительной просьбой остановить реализацию планов уничтожения Химкинского лесопарка, предотвратить выделение его территории под дорожное или какое-либо иное строительство. Дайте возможность нашим детям и внукам жить в достойных людей условиях, а не в бетонных коробках на обочине автотрассы!» – написали отчаявшиеся люди Президенту России.
Что же – они имеют на это право.

Специальный корреспондент «Дело №»

Ольга Питиримова