В своей недавней публикации ««Доходное местечко» министра Анатолия Сердюкова» The Moscow Post уже предупреждал, что с закупкой новых автомобилей для Министерства обороны на сумму 10,3 млрд руб. не все так «чисто», как уверяют военные.
Тогда внимание редакции привлекло то обстоятельство, что на обеспечение оборонного ведомства 566 автомобиля с водителями и обеспечением обслуживания из государственной казны будет затрачено 10,3 млрд руб. То есть, учитывая водительские услуги, ежегодное обслуживание одного такого автомобиля в год составит 6 млн руб. Хотя с учетом дальнейших изменений в контракте, которые произошли уже после волны газетных публикаций, данная сумма, по словам сотрудников Минобороны, была скорректирована до 3 млн руб. Однако, подобные ценовые «скачки» вызывают удивление. Видимо, на самом деле эта сумма будет на уровне 4,5 – 5 млн руб. Эксперты, знакомые с государственным оборон.заказом, утверждают, что при «плавающей» цене на услуги, военным банально легче «пилить» деньги. Итак, примерно 5 млн руб. в год… Не слишком ли шикарно это для руководства Министерства обороны, с учетом того, что Анатолий Сердюков до сих пор так и не решил проблемы с выделением квартир для военных.
Разумеется, представители Министерства обороны обещают в ближайшие годы наделить всех очередников жильем, но что-то мало верится в эти слова подручных Сердюкова.
Кстати, а какие именно «машинки» приглянулись министерскому руководству? Как выяснилось, Минобороны требуются пять автомобилей повышенной комфортности класса E и 13 – класса F, четыре BMW 525 IA, а так же автомобили «Toyota Land Cruiser».
Кстати, отечественных «ГАЗов» подчиненным Анатолия Эдуардовича нужно всего 81, а вот Ford Focus – примерно столько же (73 автомобиля). С учетом того, что из-за недофинансирования армии рядовые солдаты и офицеры жалуются на низкие зарплаты, возникает вопрос – а зачем, собственно говоря, руководству Министерства потребовались все эти BMW, Toyota Land Cruiser, Ford Focus и т.д.?
Видимо, Анатолий Эдуардович так «поправился», что в отечественные машины уже не влезает…
Жаль, что возмущения журналистов The Moscow Post так и не были услышаны в Генеральной Прокуратуре. Видимо, у Юрия Чайки есть дела поважнее, чем разбираться с судьбой каких-то 10 миллиардов бюджетных рублей, выделенных на покупку автомобилей для Минобороны.
Очень жаль, что Юрий Яковлевич не принял во время необходимых мер, ведь «дело о 10 миллиардов» имело весьма неожиданное продолжение. Казалось бы, для участия в конкурсе на получение этого госзаказа должна была выстроиться достаточно длинная очередь потенциальных кандидатов.
Но нет… Вопреки всем законам логики и рыночной экономики в тендере участвовала только одна единственная структура – ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России», подвластная в конечно итоге самому министру Сердюкову, который, кстати, сам длительное время работал в Петербурге и имеет там влиятельные связи.
Более того, ФГУП заключило с Минобороны контракт по начальной цене в 10,09 млрд руб. То есть к тендеру не были допущены компании, которые могли бы исполнить этот заказ за меньшие деньги, тем самым сэкономив для государства дополнительные средства.
Более того, как выяснилось, ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России» должно «своими силами и своими транспортными средствами» оказывать автотранспортные услуги «воинским частям и организациям Министерства обороны … дислоцированным в военных гарнизонах на территориях военных округов».
Разумеется, возможность данного ФГУП выполнить все условия контракта не подвергается сомнению, но, согласно документам, ранее «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России» так же регулярно выигрывал «почти безальтернативные» тендеры. Так это ФГУП только в этом 2010 году оказало услуги по госконтрактам на сумму 3 млрд руб., а в 2009 году – на 600 млн руб.
Таким образом, возникает вопрос, а принимают ли вообще другие кандидаты участия в конкурсах, где фаворитом является «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России»? И если конкуренты у этого ФГУП все же появляются, то не играют ли они роль «фиктивного кандидата» для отвода глаз?
Проблема госзаказа в оборонной сфере является одной из ключевых в Минобороны.
Так по вине «нечистоплотных чиновников в погонах», по словам главного военного прокурора Сергея Фридинского, за 2009 год при госзакупках в сфере оборонзаказа государству был нанесен ущерб в 1 млрд руб. С учетом того, что в минувшем году на «нецелевые расходы» было выделено около 200 млрд руб., то перерасход может быть колоссальным. В итоге, власти сделали определенные орг.выводы и уменьшили число госконтрактов в 2010 году с 12 000 до 5000.
Кстати, к «не совсем оборонным» расходам можно отнести, к примеру, строительство стадиона ЦСКА. Ведь на застройку стадиона, который должен занимать площадь 178 тыс. кв. м., должны были выделить $100 млн. Стадион до сих пор не построен, хотя возведение арены должно было быть завершено еще к концу 2007 года. Интересно знать, куда уши эти деньги?
Более того, иногда начинаешь задаваться вопросом, а как, собственно говоря, военные вообще распоряжаются своим имуществом, и куда в действительности идут деньги, полученные от его продажи.
Так только на территории Москвы на аукционы были выставлены два военных городка. Один из них расположен на Левобережной улице, а второй – на Рублевском шоссе. Начальная цена первого лота составляла 1,140 миллиарда рублей, второго – 2,596 миллиарда рублей.
По слухам, часть полученных от продажи этих участков денег была банально «распилена» «чиновниками в погонах».
С учетом того, что на государственную программу перевооружения армии из бюджета придется выделить 20 трлн руб., масштаб «распиливания бабла» в Минобороны может быть колоссальным. А главное процесс реализации государственного оборонного заказа очень сложно контролировать.
Все дело в том, что в данном случае ФАС не имеет власти над Министерством обороны. Фактически, на Анатолия Сердюкова даже нельзя пожаловаться антимонопольщикам. Ведь все жалобы, связанные с системой гособоронзаказа, должен принимать и рассматривать Рособоронзаказ, который был создан в 2004 г. и подчиняется Минобороны.
Таким образом, по уже сложившейся традиции, военные проверяют себя сами. Похоже, что с таким положением пора как-то разбираться, ведь на кону стоит судьба даже не 10 миллиардов, а 20 триллионов рублей.
Ну когда же Счетная Палата и Генпрокуратура наконец-то проверят финансовую деятельность руководства Министерства обороны?
К сожалению, генпрокурор Чайка не отреагировал на прошлую статью The Moscow Post о закупке транспорта для военных на сумму 10 млрд руб. Так быть может, Юрий Яковлевич наконец-то поинтересуется у Анатолия Эдуардовича, каким образом единственным участником конкурса на получение десятимиллиардного госзаказа, оказалось ФГУП, подконтрольное самому министру обороны…