Тогда внимание редакции привлекло то обстоятельство, что на обеспечение оборонного ведомства 566 автомобиля с водителями и обеспечением обслуживания из государственной казны будет затрачено 10,3 млрд руб. То есть, учитывая водительские услуги, ежегодное обслуживание одного такого автомобиля в год составит 6 млн руб. Хотя с учетом дальнейших изменений в контракте, которые произошли уже после волны газетных публикаций, данная сумма, по словам сотрудников Минобороны, была скорректирована до 3 млн руб. Однако, подобные ценовые «скачки» вызывают удивление. Видимо, на самом деле эта сумма будет на уровне 4,5 – 5 млн руб. Эксперты, знакомые с государственным оборон.заказом, утверждают, что при «плавающей» цене на услуги, военным банально легче «пилить» деньги. Итак, примерно 5 млн руб. в год… Не слишком ли шикарно это для руководства Министерства обороны, с учетом того, что Анатолий Сердюков до сих пор так и не решил проблемы с выделением квартир для военных.
Разумеется, представители Министерства обороны обещают в ближайшие годы наделить всех очередников жильем, но что-то мало верится в эти слова подручных Сердюкова.
Кстати, а какие именно «машинки» приглянулись министерскому руководству? Как выяснилось, Минобороны требуются пять автомобилей повышенной комфортности класса E и 13 – класса F, четыре BMW 525 IA, а так же автомобили «Toyota Land Cruiser».
Кстати, отечественных «ГАЗов» подчиненным Анатолия Эдуардовича нужно всего 81, а вот Ford Focus – примерно столько же (73 автомобиля). С учетом того, что из-за недофинансирования армии рядовые солдаты и офицеры жалуются на низкие зарплаты, возникает вопрос – а зачем, собственно говоря, руководству Министерства потребовались все эти BMW, Toyota Land Cruiser, Ford Focus и т.д.?
Видимо, Анатолий Эдуардович так «поправился», что в отечественные машины уже не влезает…
Жаль, что возмущения журналистов The Moscow Post так и не были услышаны в Генеральной Прокуратуре. Видимо, у Юрия Чайки есть дела поважнее, чем разбираться с судьбой каких-то 10 миллиардов бюджетных рублей, выделенных на покупку автомобилей для Минобороны.
Очень жаль, что Юрий Яковлевич не принял во время необходимых мер, ведь «дело о 10 миллиардов» имело весьма неожиданное продолжение. Казалось бы, для участия в конкурсе на получение этого госзаказа должна была выстроиться достаточно длинная очередь потенциальных кандидатов.
Но нет… Вопреки всем законам логики и рыночной экономики в тендере участвовала только одна единственная структура – ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России», подвластная в конечно итоге самому министру Сердюкову, который, кстати, сам длительное время работал в Петербурге и имеет там влиятельные связи.
Более того, ФГУП заключило с Минобороны контракт по начальной цене в 10,09 млрд руб. То есть к тендеру не были допущены компании, которые могли бы исполнить этот заказ за меньшие деньги, тем самым сэкономив для государства дополнительные средства.
Более того, как выяснилось, ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России» должно «своими силами и своими транспортными средствами» оказывать автотранспортные услуги «воинским частям и организациям Министерства обороны … дислоцированным в военных гарнизонах на территориях военных округов».
Разумеется, возможность данного ФГУП выполнить все условия контракта не подвергается сомнению, но, согласно документам, ранее «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России» так же регулярно выигрывал «почти безальтернативные» тендеры. Так это ФГУП только в этом 2010 году оказало услуги по госконтрактам на сумму 3 млрд руб., а в 2009 году – на 600 млн руб.
Таким образом, возникает вопрос, а принимают ли вообще другие кандидаты участия в конкурсах, где фаворитом является «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России»? И если конкуренты у этого ФГУП все же появляются, то не играют ли они роль «фиктивного кандидата» для отвода глаз?
Проблема госзаказа в оборонной сфере является одной из ключевых в Минобороны.
Так по вине «нечистоплотных чиновников в погонах», по словам главного военного прокурора Сергея Фридинского, за 2009 год при госзакупках в сфере оборонзаказа государству был нанесен ущерб в 1 млрд руб. С учетом того, что в минувшем году на «нецелевые расходы» было выделено около 200 млрд руб., то перерасход может быть колоссальным. В итоге, власти сделали определенные орг.выводы и уменьшили число госконтрактов в 2010 году с 12 000 до 5000.
Кстати, к «не совсем оборонным» расходам можно отнести, к примеру, строительство стадиона ЦСКА. Ведь на застройку стадиона, который должен занимать площадь 178 тыс. кв. м., должны были выделить $100 млн. Стадион до сих пор не построен, хотя возведение арены должно было быть завершено еще к концу 2007 года. Интересно знать, куда уши эти деньги?
Более того, иногда начинаешь задаваться вопросом, а как, собственно говоря, военные вообще распоряжаются своим имуществом, и куда в действительности идут деньги, полученные от его продажи.
Так только на территории Москвы на аукционы были выставлены два военных городка. Один из них расположен на Левобережной улице, а второй – на Рублевском шоссе. Начальная цена первого лота составляла 1,140 миллиарда рублей, второго – 2,596 миллиарда рублей.
По слухам, часть полученных от продажи этих участков денег была банально «распилена» «чиновниками в погонах».
С учетом того, что на государственную программу перевооружения армии из бюджета придется выделить 20 трлн руб., масштаб «распиливания бабла» в Минобороны может быть колоссальным. А главное процесс реализации государственного оборонного заказа очень сложно контролировать.
Все дело в том, что в данном случае ФАС не имеет власти над Министерством обороны. Фактически, на Анатолия Сердюкова даже нельзя пожаловаться антимонопольщикам. Ведь все жалобы, связанные с системой гособоронзаказа, должен принимать и рассматривать Рособоронзаказ, который был создан в 2004 г. и подчиняется Минобороны.
Таким образом, по уже сложившейся традиции, военные проверяют себя сами. Похоже, что с таким положением пора как-то разбираться, ведь на кону стоит судьба даже не 10 миллиардов, а 20 триллионов рублей.
Ну когда же Счетная Палата и Генпрокуратура наконец-то проверят финансовую деятельность руководства Министерства обороны?
К сожалению, генпрокурор Чайка не отреагировал на прошлую статью The Moscow Post о закупке транспорта для военных на сумму 10 млрд руб. Так быть может, Юрий Яковлевич наконец-то поинтересуется у Анатолия Эдуардовича, каким образом единственным участником конкурса на получение десятимиллиардного госзаказа, оказалось ФГУП, подконтрольное самому министру обороны…
Александр Истомин (оригинал материала: The Moscow Post)