Дело Номер

Пьяный закон

21 июля 2005 года Президентом России В. Путиным был подписан закон, вносящий значительные изменения в существующее правовое регулирование производства и оборота спиртосодержащей продукции. Он опубликован 28 июля 2005 года в «Российской газете» № 163.
Закон в целом вступит в силу с 01 января 2006 года за исключением положений, которые начнут действовать раньше или позже начала следующего года. Например, с 28 июля этого года отменена обязанность маркировки региональными специальными марками натурального вина. Ряд норм вступает в силу 1 июля 2006 года и в начале 2008 года. Это нормы о создании единой государственной автоматизированной информационной системы, осуществляющей мониторинг производства алкогольной продукции и этилового спирта, а также об обеспечении предприятий средствами переработки вредных отходов производства.
В результате рассмотрения закона подтвердить необходимость вступления в какие-либо некоммерческие организации, в том числе ассоциации юридических лиц, для осуществления производства и оборота алкогольной продукции и этилового спирта, невозможно. Данное требование является незаконным. То же самое можно сказать и об ограничениях в покупке сырья для производства продукции. Основными условиями, ограничивающими сделки по купле-продаже этилового спирта, являются: наличие лицензий у продавца и покупателя, подключение оборудования производителя спирта к государственной информационной системе, соблюдение требований к размеру оплаченного уставного капитала (фонда), уведомление органов государственной власти о сделке. При этом необходимость подключения к информационной системе значительно отсрочена.
Если рассмотреть общие и наиболее важные изменения, которые привносит новый закон в правовое регулирование алкогольного рынка, необходимо указать на следующее:
1) резкое сокращение компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также соответствующего инструментария (марки, квотирование, виды лицензирования);
2) уменьшение количества лицензируемых видов деятельности;
3) введение нового контрольного механизма на уровне производителей алкогольной продукции и спирта в виде общегосударственной информационной системы;
4) введение требований к уставному капиталу (фонду) участников рынка, ставящих в невыгодное положение мелких производителей и продавцов.
Новый закон исключает производство и оборот пива, а также натуральных напитков крепостью не более 6 градусов, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта, из объектов государственного регулирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Также отменяются:
1. Установление минимальных цен на отдельные виды напитков.
2. Определение квот на закупку этилового спирта, необходимого для удовлетворения потребностей России или ее регионов.
3. Обязательная маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками.
4. Установление единого порядка аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
5. Государственная регистрация наименований этилового спирта, денатурата, алкогольной и спиртосодержащей, в том числе денатурированной, продукции.
6. Государственная регистрация основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции.
7. Специальное указание на цену федеральной специальной марки, акцизной марки, а также на характер годового объема оборота алкогольной продукции в России.
8. Аккредитация организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.
9. Лицензирование:
а) закупки, хранения и экспорта этилового спирта и алкогольной продукции;
б) экспорта алкогольной продукции;
в) импорта, хранения и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
10. Как основание приостановления действия лицензии: невнесение в установленный срок платы за проведение ежегодных обследований организации на соответствие установленным законом условиям, необходимым для осуществления лицензируемых видов деятельности.
Закон исключил из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
1. Определение квот на закупку этилового спирта, необходимого для обеспечения потребностей соответствующего субъекта Российской Федерации.
2. Распределение квот на закупку этилового спирта между организациями исходя из объема утвержденных квот.
3. Проведение государственного контроля за качеством, объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе, через введение специальных защитных мер в отношении предназначенной для розничной продажи алкогольной продукции.
4. Проведение контроля за наличием и функционированием контрольных спиртоизмеряющих приборов, а также счетчиков спиртосодержащих жидкостей, измеряющих концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции.
При этом список полномочий государственных органов регионов, содержащийся теперь в законе, является закрытым.
Изменены:
1. Порядок информирования потребителей о непищевом характере спиртосодержащей непищевой продукции, предназначенной для розничной продажи.
2. Крепость напитков, для розничной продажи которых необходимы стационарные торговые и складские помещения и другие специальные условия, с 13 до 15 градусов.
3. Компетенция субъектов РФ в области лицензирования: теперь они лицензируют только розничную продажу алкогольной продукции. При этом лицензии должны выдаваться только организациям.
В связи с отменой квот на закупку этилового спирта вводится механизм уведомлений организациями органов государственной власти. Порядок уведомления и его форма должны быть установлены в будущем Правительством России. Также организация, осуществляющая поставки этилового спирта, обязана иметь лицензию.
Уточнен список документов, необходимых для приобретения федеральных специальных марок и акцизных марок.
Значительно расширен список запретов в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Рассматриваемым законом введены:
1. Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота указанной продукции.
2. Необходимость полной переработки отходов независимо от размеров производства и количества продукции.
3. Список документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
4. Специальный запрет на осуществление государственного контроля за счет средств проверяемых организаций
5. Требования:
А. К сырью для производства этилового спирта, в том числе денатурата, перечень которого определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также требования к уставному капиталу (фонду) организаций, осуществляющих производство этилового спирта. Он должен быть оплачен в размере не менее чем 10 миллионов рублей.
Б. К уставному капиталу (фонду) организаций, осуществляющих производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (за исключением водки). Такие организации обязаны иметь оплаченный капитал в размере не менее чем 10 миллионов рублей. В отношении водки размер капитала увеличивается до размера не менее чем 50 миллионов рублей.
В. О предварительной оплате поставляемой алкогольной продукции для ее розничной продажи организациями, имеющими соответствующие лицензии.
Г. О неиспользовании основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства, а также по оснащению оборудования средствами контроля, подключенными к единой государственной автоматизированной информационной системе. Несоблюдение таких требований влечет за собой приостановление действия лицензии.
Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.
Также регионы могут требовать декларирования розничной продажи алкогольной продукции и устанавливать порядок представления таких деклараций.
Необходимо обратить внимание на то, что в анализе перечислены и учтены не все изменения, но наиболее важные.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что новый закон в большей степени защищает интересы государства, чем участников рынка, производителей. Отводя регулирование рынка в центр, новый закон затрудняет для производителей взаимодействие с властью, и тем самым открывает центральным чиновникам неограниченные возможности, в том числе и для получения взяток.
Новый закон вряд ли повлияет на теневой рынок алкогольной продукции, так как не предоставляет условий для «выхода из тени», и при этом принятие нового закона приведет к удорожанию розницы. А значит, для «левой» водки остаются вполне благоприятные условия.
В тоже время, нельзя сказать, что новый закон сильно ударит по производителям. Даже «маленькие» предприятия в большинстве своем смогут удержаться на рынке, так как условия залога по уставному капиталу с лихвой перекрываются выгодой в 200—300%. Требуемая оплата уставного капитала — препятствие для выхода на рынок, но для алкогольного рынка сумма приемлема.
Инициаторам передела алкогольного рынка в Тверской области принятие нового закона не принесет никакой пользы. Новый закон не имеет ничего общего с теми шагами, которые предпринимаются Советниками губернатора Тверской области сейчас. Даже с 1 января 2006 года, когда закон вступит в силу, его положения никак нельзя использовать для того, чтобы заставлять производителей вступать в некие некоммерческие организации, приобретать сырье на невыгодных для них условиях.