Расследования Об издании Контакты
Сегодня:

ЧИТАЙТЕ В ГАЗЕТЕ "ДЕЛО №"

 

САЙТЫ «ПЕРВОГО КАНАЛА», «РОССИИ» И «НТВ» ПОД ЗАПРЕТОМ
Узбекистан ужесточил интернет-блокировку поставщиков «негативной» информации

(15 августа 2011 года)

Распечатать статью

Митинг узбекской оппозиции на центральной площади Стокгольма (13 мая 2011 года). Фото: www.ridus-news.livejournal.com
Митинг узбекской оппозиции
на центральной площади Стокгольма
(13 мая 2011 года). Фото:
www.ridus-news.livejournal.com

Власти Узбекистана встретили начавшийся сегодня Интернет-фестиваль национального домена UZ блокировкой почти всех российских, западных и центрально-азиатских новостных ресурсов.

Блокировка десятков веб-сайтов началась 9 августа. Редакция Uznews.net проверила на предмет блокировки 65 основных российских новостных сайтов.

Результат: 29 из них оказались заблокированы. В это число вошли сайты центральных телеканалов — «Первый канал», «Россия», «НТВ» и делового телеканала «РБК ТВ».

Интернет-блокировке подверглись и сайты многих российских общественно-политических и экономических изданий, в том числе «КоммерсантЪ», «КоммерсантЪ Власть», «КоммерсантЪ Деньги», «Независимая газета», «Парламентская газета», ежедневников «Правда», «Известия» и ряда других печатных изданий.

Узбекистанским пользователям интернета отныне недоступны и сайты главных радиостанций: «Маяк», «Радио России» и «Эхо Москвы».

Со вчерашнего дня недоступен сайт авторитетного российского интернет-издания Gazeta.ru, сайты таких сетевых новостных ресурсов, как Dni.ru, Utro.ru, Newsru.com, а также сайт ИА «Интерфакс».

В немилость к узбекским властям попал и совершенно аполитичный сайт Cnews.ru, рассказывающий о новостях мира информационных технологий.

Труднообъяснимо и то, что цензуре не подвергся сайт Lenta.ru, часто публикующий раздражающую официальный Ташкент информацию.

Во вторник блокировке в Узбекистане подверглась и популярная в России платформа ведения онлайн-дневников livejournal.com.

Здесь более-менее понятно: некоторые заблокированные в республике сайты, к примеру Uznews.net и “Фергана” имеют свои блоги, которые являются членами Уз-сообщества livejournal.com, то есть их публикации автоматически попадают на ленту этого сообщества, и их могут читать без всяких прокси-серверов все пользователи «Живого Журнала».

Среди западных новостных ресурсов к заблокированным после андижанских событий 6 лет назад сайтам “BBC” и “Deutsche Welle” некоторое время назад добавился сайт одной из наиболее авторитетных в мире финансово-экономических газет “The Financial Times”, а со вчерашнего дня сайты газеты “The New York Times” и специализирующегося на экономике информационного агентства “Reuters”.

Хороший сосед — молчаливый сосед

Жесткой фильтрации подверглись и новостные сайты стран центрально-азиатского региона.

Наиболее агрессивно узбекистанские цензоры отнеслись к кыргызстанским ресурсам. Сайты всех четырех информационных агентств этой страны (Центрально-азиатская новостная служба, ИА «24.kg», ИА «АКИпресс», ИА «Кабар») теперь недоступны пользователям из Узбекистана. Заблокирован и сайт популярной в Кыргызстане общественно-политической газеты «Вечерний Бишкек».

Почти также массово блокируются таджикистанские новостные сайты. Узбекистанцам перекрыли доступ к Информационной службе «Авеста», ИА «Вароруд» и ИА «Азия Плюс». Доступен лишь сайт государственного информационного агентства ИА «Ховар».

Из казахстанских новостных онлайн-ресурсов заблокированы сайты «Экспресс К», «Мегаполис», сайты информагентства «Казинформ», газет «Литер» и «Казахстанская правда».

Бей своих, чтоб чужие боялись

Самое удивительное, что с вчерашнего полудня блокировке подверглись абсолютно лояльные к местной власти узбекистанские сайты UzReport.com и UzDaily.uz.

С этого же времени стал недоступен сайт «Вести.uz», главный редактор которого Владимир Березовский был в прошлом году осужден за «оскорбление и клевету на узбекский народ».

Березовскому через регистратора доменной зоны UZ — ООО «Томас» удалось узнать причину блокировки его сайта. Одно из подразделений «Узбектелекома», ответственное за контроль интернет-контента, перекрыло доступ к узбекистанским сайтам, имеющим хостинг за рубежом. Журналист подчеркнул, что эту информацию ему предоставили неофициально, а от каких-либо официальных объяснений отказались.

«Мы перевели сайт на российский хостинг в прошлом году, когда начались суды надо мной. Теперь нас убеждают вернуться на узбекский хостинг, и пока непонятно, что делать — то ли поднимать политический скандал, то ли поверить, что для такого требования есть техническая причина», — говорит главред «Вести.uz».

Каких-либо комментариев от представителей редакций сайтов UzReport.com и UzDaily.uz получить не удалось, но известно, что они также «хостятся» у иностранных хостинг-провайдеров.

Заблокировав сайты «Вести.uz» и UzDaily.uz, власти не только нарушили конституционное право их владельцев беспрепятственно распространять не противоречащую законодательству информацию, но и лишили возможности принять участие в национальном Интернет-фестивале. […]

По итогам 2010 года, Узбекистан занял 163 место в ежегодном рейтинге свободы прессы “Press Freedom Index”, который представляет международная организация «Репортеры без границ».

А президент Узбекистана Ислам Каримов неизменно попадает в число «врагов интернета», который составляет эта же организация.

Сайт «Репортеров без границ» со вчерашнего дня тоже, кстати, заблокирован в Узбекистане.

[CA-News.org, 27.07.2011, «Интернет в Узбекистане признан «деструктивной силой»: […] в поздравительном обращении, в честь профессионального праздника работников средств массовой информации, президент Ислам Каримов призвал «ни в коей мере» не оставлять без внимания тот факт, что деструктивные силы, стремятся ввести в заблуждение молодежь и использовать всемирную паутину «в собственных, корыстных целях». [...]

Активное обсуждение арабских революций в феврале этого года вызывало сильное раздражение властей, которые, опасаясь экспорта революционных идей, арестовали группу участников популярного в Узбекистане форума Arbuz.com, заблокировали Facebook, Twitter, а также почти единственный до этого времени доступный веб-ресурс Института по освещению войны и мира, публикующий информационно-аналитические материалы о ситуации в Узбекистане. […]

В 28-ми миллионном Узбекистане доступ во всемирную паутину имеет четвертая часть населения страны, основное количество пользователей составляет молодежь. […] Согласно специальному постановлению Кабинета министров от 1999 года, все подключения к глобальной сети фиксируются провайдером монополистом UzPAC, который работает в подчинении службы национальной безопасности.

«Наблюдение осуществляется путем проверки ip-адресов, взлома паролей электронной почты, а также через провайдеров, которые выдают всю конфиденциальную информацию спецслужбам», — говорит блоггер из Ташкента. — Врезка К.ру]


В Узбекистане блокируют Живой Журнал и поисковые системы

В течение последних нескольких дней интернет-провайдеры Узбекистана по неизвестной причине блокируют множество сайтов, доступ к которым до этого был открыт, прежде всего, информационно-новостных — как российских, так и местных. (Сайты, пишущие непосредственно об Узбекистане, заблокированы вот уже более пяти лет).

Как сообщили «Фергане» узбекские специалисты в области телекоммуникаций, ни один из местных интернет-провайдеров не имеет возможности блокировать те или иные сайты, доступ к неугодным информационным ресурсам может перекрыть лишь национальный провайдер сети передачи данных «Узбектелеком». Однако в этом случае у всех провайдеров был бы одинаковый список заблокированных интернет-ресурсов, на деле же они не совпадают.

Например, как сообщала 9 августа «Фергана», пользователи, получающие интернет-услуги посредством оператора мобильной связи «Билайн», вот уже два дня не могут открыть такие сайты, как Gazeta.ru, Newsru.com, Utro.ru, Голос России, Sovsport.ru и даже узбекистанский новостной сайт Uzreport.com. Зато открылся доступ к заблокированному вчера сайту Lenta.ru и новостной ленте на Mail.ru. В ответ на наше вчерашнее сообщение о блокировке сайтов «Фергана» получила от оператора связи «Билайн» опровержение информации о том, что его «дочки» в Узбекистане перекрыли доступ к ряду российских веб-сайтов.

Между тем, выясняется, что подавляющее большинство новостных сайтов заблокированы и другими узбекистанскими провайдерами. Например, «Шарктелеком» перекрыл доступ к Живому Журналу, другие провайдеры, по сообщениям пользователей, блокируют иные известные ресурсы, в том числе Rambler, Google. В настоящее время доступ к заблокированным ресурсам из Узбекистана можно получить, только используя прокси-серверы или анонимайзеры. […]

[Фергана.Ру, 04.04.2008, «Интернет-пользователей Узбекистана лишают возможности узнавать «негативные» новости о стране»: Отметим, что блокировка тех или иных интернет-ресурсов в Узбекистане осуществляется по непосредственному указанию Службы национальной безопасности (СНБ). Поводом для перекрытия доступа к какому-либо ресурсу становится любая информация, способная вызвать раздражение властей, — любые сообщения о коррупции, о нарушении закона со стороны действующей власти, о политических репрессиях, об использовании детского труда, о применении пыток, о бедственном состоянии экономики, о низком уровне жизни населения, словом, обо всем, в чем можно обвинить руководство Узбекистана. Помимо этого блокируется и масса совершенно безобидных материалов, очевидно по принципу «лучше заблокировать лишнее, нежели пропустить крамолу».

Информационная блокада интернет-ресурсов, рассказывающих об Узбекистане, особенно усилилась после андижанских событий 2005 года, когда в республике был перекрыт доступ практически ко всем новостным веб-сайтам и поисковым системам [...]

Блокируются и веб-сайты зарубежных СМИ, с известной степенью регулярности рассказывающих о ситуации в среднеазиатском регионе, и, в частности, в Узбекистане. Это сайты радиостанций «Свобода/Свободная Европа» и «Немецкая волна», корпорации Би-би-си, российские ИА МИК и «Компромат.Ру». — Врезка К.ру]


Отметим, что раньше столь масштабной блокировки доступа к веб-сайтам в Узбекистане не осуществлялось. На протяжении нескольких лет блокируется лишь ряд интернет-изданий, например, «Фергана». По данным организации «Глобальная инициатива интернет-политики» (Global Internet Policy Initiative), в последние годы Узбекистан постоянно блокирует более 250 интернет-сайтов, при этом доступ к российским перекрывался время от времени.

Оригинал материала: «Компромат.Ru», Uznews.net, «Фергана.Ру»)



ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:


Ваше имя:
Ваш e-mail:
Ваш комментарий:
Введите содержимое изображения:


Распечатать статью





Rambler's Top100 Яндекс цитирования