Расследования Об издании Контакты
Сегодня:

ЧИТАЙТЕ В ГАЗЕТЕ "ДЕЛО №"

 

ГОСТИНИЧНЫЙ ДЕВЕЛОПМЕНТ В РОССИИ
Президент Heliopark Александр Гусаков: «Хочу раз и навсегда покончить с этой ложью и заявить, что Алексей Камышан не имел и не имеет никакого отношения к созданию сети Heliopark и не являлся и не является её совладельцем»

(18 октября 2010 года)

Распечатать статью

Александр Гусаков

Гостиничный девелопмент остается одним из наиболее сложных направлений бизнеса в России. Необходимость больших инвестиций при сравнительно долгих сроках окупаемости делают этот бизнес неподъемным для частных инвесторов, имеющих интерес к развитию гостиничного бизнеса, с одной стороны, а с другой стороны, малопривлекательным для крупных российских инвесторов, ориентированных на быстрое получение прибыли. Во многом именно поэтому российские гостиничные сети можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. Однако, несмотря на крайне сложные условия, российский гостиничный девелопмент продолжает развиваться. Очередным достижением на этом пути стало открытие в этом году целого ряда проектов в регионах, а также подписание гостиничной сетью Heliopark договора о техническом сопровождении с ООО «Компания по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор» (дочерняя компания ХК «Интеррос»), а так же меморандума о намерениях по управлению 3*-м отелем под брендом Heliopark на строящемся горнолыжном курорте Роза Хутор в районе Красной Поляны в 40 км от города Сочи. Heliopark стала одной из немногих российских гостиничных сетей, которая смогла составить конкуренцию западным операторам. Семью отелями курорта «Роза Хутор» будут управлять иностранные сети (Rezidor Hotel Group, Golden Tulip Hospitality Group, Accor и Swissotel), еще по двум отелям переговоры продолжаются. Об уроках, вынесенных в период финансового кризиса, и перспективах развития гостиничного бизнеса в России нашему изданию рассказал Президент Heliopark Александр Гусаков.

– Александр, в прошлом году российские гостиничные сети столкнулись с серьезными проблемами, в результате чего некоторые проекты были приостановлены, а некоторые отошли в собственность кредиторов. Heliopark не стал исключением. Чем сети Heliopark пришлось пожертвовать в период кризиса и как это сказалось на развитии сети?
– Действительно, прошедшие полтора года стали испытанием для немногочисленных российских гостиничных сетей, и Heliopark также столкнулся с определёнными трудностями. Энергичный рост рынка и выгодные условия кредитования в 2006-2008 годах позволяли строить грандиозные планы. Трансформация рынка в результате кризиса привела к невозможности эффективного ведения инвестиционных видов бизнеса. Падение доходности по реализации инвестиционных проектов привело к тому, что осуществлявшие их некоторые входящие в холдинг компании стали экономически неэффективны. В числе инвестиционных проектов, о которых идет речь, строительство гостиницы в Тульской области. В целях защиты прав всех заинтересованных лиц деятельность этих компаний была прекращена. Но банкротство отдельных юридических лиц не повлияло на операционный бизнес. Мы скорректировали стратегию своего развития, и, отказавшись от ведения собственных инвестиционных проектов, сконцентрировали усилия на управлении действующими отелями и строящимися для сторонних инвесторов объектами.

– Потеря сетью отеля «Эммаус» в Тверской области и продаже гостиницы «Сосновая роща» в Ялте – это тоже проекты, которыми пришлось пожертвовать ради дальнейшего развития?
– Отказ от этих проектов был, безусловно, вынужденным. В сложной финансовой ситуации мы не могли найти другого варианта решения проблем, связанных с этими проектами. Но здесь не всё так просто и однозначно. Ситуация с отелем «Эммаус» является скорее следствием грубого нарушения деловой этики со стороны нашего бывшего партнёра – «Москоммерцбанка». Поскольку, согласно имевшимся договорённостям, мы передавали недвижимость отеля банку, но сохраняли за собой управление отелем под брендом Heliopark. Но после того, как мы выполнили свою часть обязательств, банк повёл себя мягко скажем не по-джентельменски. Тем более, что после того, как мы потеряли этот отель, его управление было передано команде, у которой имеются давние дружеские связи в руководстве банка и который уже не первый раз пытался перехватывать наши проекты. Мы сделали соответствующие выводы из этой ситуации.

– Вы имеете в виду команду Алексея Камышана?
– Отель «Эммаус» перешёл в управление сети Foresta Hotels. Действительно во главе этой компании стоит человек, чьё имя Вы упомянули, и чьё имя связано с целым рядом достаточно скандальных ситуаций в гостиничном бизнесе. Я не буду вдаваться в детали : обо всём этом не раз писали СМИ. Я бы вообще предпочёл не вспоминать об этом человеке, но в последнее время он дал ряд интервью, в которых прямо или косвенно говорит о себе как о создателе или совладельце сети Heliopark. Хочу раз и навсегда покончить с этой ложью и заявить, что Алексей Камышан не имел и не имеет никакого отношения к созданию сети Heliopark и не являлся и не является её совладельцем. Будучи еще очень молодым человеком, который только пришёл в гостиничный бизнес, он работал в нашей компании наемным менеджером, но позже по ряду весьма веских причин мы с ним расстались. Поэтому Алексей Камышан не имеет ни морального, ни юридического права называть себя основателем сети Heliopark или заявлять о наличии каких-либо деловых или дружеских отношений между нами. Я считаю, что подобные высказывания и намёки, а также попытки попользоваться моим именем или брендом Heliopark, наносят ущерб моей репутации и репутации компании.

– Принимая во внимание сказанное Вами, можно ли говорить о жесткой конкуренции в отельном бизнесе?
– Жесткая конкуренция и нечистоплотность отдельных индивидов – это всё-таки очень разные вещи. Нет, я не считаю что на этом рынке жесткая конкуренция. По сути, этот рынок ещё пустой. В России так много городов и туристических маршрутов и так мало гостиниц, что в ближайшие 10-20 лет на этом рынке всем хватит места.

– Как на практике реализуется новая стратегия развития Heliopark?
– Как я уже сказал, на сегодняшний день мы сконцентрировали усилия на управлении действующими отелями и строящимися для сторонних инвесторов объектами. То есть, помимо управления собственными отелями мы предлагаем сегодня свой опыт, свою финансово-экономическую и управленческую модель, и наконец своё имя, инвесторам, вкладывающим деньги в строительство и развитие отелей. Услуги качественного оператора сегодня особенно востребованы. Результатом реализации нашей новой стратегии развития стало открытие в этом году двух новых отелей в регионах. В Пензе 9 апреля открылся бизнес-отель Heliopark Residence 4*, расположенный в историческом и деловом центре города. Это первый сетевой гостиничный проект в городе с 600- тысячным населением. Отель построен согласно стандартам сети Heliopark и предоставляет все условия для бизнес-туристов и конгрессно-деловой деятельности. Уровень обслуживания соответствует международному уровню 4*.
Второй проект открылся в мае на Рыбинском водохранилище в Ярославской области. Это отель Heliopark Бухта Коприно Hotel Club. Этот проект расположен в сердце Золотого кольца и безусловно является важной вехой в развитии туристической инфраструктуры Ярославской области. Отель, соответствующий международным стандартам уровня 4* размещен на площади 15 гектаров и рассчитан на 350 гостей, которые смогут выбрать для проживания апартаменты различных категорий, в том числе класса «люкс» в отдельно стоящих коттеджах площадью от 77 до 150 кв. метров., а так же в номерах в «плавучем» отеле на воде. До конца года планируется ввести в эксплуатацию ещё 5 отелей под брендом Heliopark в различных регионах России.

– Можно ли говорить о том, что российские гостиничные сети успешно преодолели кризис и вернулись к прежним темпам развития?
– Кризис выявил самые слабые места в бизнесе отечественных гостиничных сетей. Это закредитованность, отсутствие четких долгосрочных стратегий, базирующихся на реальных экономических расчётах, чрезмерную увлечённость играми в инвестиционные проекты. Нельзя сказать, что гостиничные сети вернулись к прежним темпам развития. Скорее можно говорить о том, что мы вступили в новую фазу развития гостиничного бизнеса. И эта фаза характеризуется более глубоким и вдумчивым отношением к реализации проектов, большим вниманием к экономической составляющей. Я убеждён, что жестокие уроки кризиса пошли на пользу российским гостиничным сетям. И уже в ближайшее время будут видны результаты усвоения этого опыта.

Екатерина Гончарова

Другие статьи «Дело №» на эту тему:
«Дело №»: Без чести и достоинства
«Дело №»: У гостиничного девелопера Алексея Камышана суд обнаружил провалы в памяти
«Дело №»: Другой взгляд на проблему «Марко Поло»
«Дело №»: Разводные отели Петербурга
«Дело №»: Дело «Марко Поло» как зеркало российской коррупции
«Дело №»: Новые вопросы в деле «Марко Поло»
«Дело №»: О «Марко Поло» без протокола
«Дело №»: Алексей Камышан: флибустьер отельного бизнеса



ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:


Ваше имя:
Ваш e-mail:
Ваш комментарий:
Введите содержимое изображения:


Распечатать статью





Rambler's Top100 Яндекс цитирования