Расследования Об издании Контакты
Сегодня:

ЧИТАЙТЕ В ГАЗЕТЕ "ДЕЛО №"

 

СМЕРТЕЛЬНЫЙ ГОНОРАР
Кто зарабатывает на творчестве популярных артистов?

(29 февраля 2008 года)

Распечатать статью

Вадим Ботнарюк. Фото: www.gzt.ru

В Российской фонографической ассоциации (АНО РФА) в результате разбойного нападения трагически погиб генеральный директор Вадим Ботнарюк. Спустя две недели, в Российском обществе по управлению правами исполнителей (НП РОУПИ) от сердечного приступа скончался генеральный директор Александр Репалов. Закончится ли на этом многолетняя «холодная война» между двумя организациями, занимающимися смежными правами исполнителей и производителей фонограмм, или же на алтарь шоу-бизнеса будут принесены новые жертвы?

В гибели Ботнарюка обвиняют «негласное» руководство РОУПИ – правда, совсем тихо, вполголоса, поскольку прямых доказательств причастности небезызвестного Ахмеда Тагибова к организации нападения на главу РФА ни у кого нет. Смерть же Репалова относят на счет пережитых им за последнее время волнений, связанных с милицейским обыском в офисе Общества и обнаружением там поддельных печатей Фонографической ассоциации, а также – «коллекции» досье на известных политиков и бизнесменов.
И что же дальше? В настоящее время обе конфликтующие между собой организации остались без руководителей – и это в преддверии государственной аккредитации, где на карту ставится вся дальнейшая деятельность заявившегося субъекта – в зависимости от того, получит он эту самую аккредитацию, или нет. Мы попытались разобраться в этой непростой ситуации, для чего обратились к представителям противостоящих друг другу РОУПИ и РФА, а также поинтересовались мнениями экспертов в области смежных прав и самих правообладателей.

С пользователя по копейке – правообладателю гонорар

Фото: Первый канал Как рассказал обозревателю Газеты журналистских расследований «Дело №» генеральный директор российского офиса компании UNIVERSAL MUSIC Дмитрий Коннов, существует несколько видов пользователей готовыми фонограммами – в первую очередь, это радиовещательные компании, за ними следуют кафе, рестораны, спортивные залы, торговые центры и прочие места общественного пользования, где звучит музыка.
Понятно, что за использование чужого продукта надо платить. Существует целая технология расчета, каким образом пользователь платит за прокручиваемую музыку, однако и здесь имеются определенные трудности.
– Вот представьте, что у меня в пользовании порядка четырех миллионов фонограмм по всему миру, – рассказывает Коннов. – Соответственно, любое из этих произведений может быть распространено и озвучено по всей России. А у меня нет возможности отслеживать каждое использование пользователем моей фонограммы…
Так как же быть? Производители фонограмм, представляющие интересы российских и зарубежных компаний посовещались, и выход был найден - так возникло общество по управлению коллективными правами, Российская Фонографическая Ассоциация (РФА), задачами которого – отслеживать использование фонограмм, собирать за это деньги с пользователей и распределять между правообладателями.
– Такое общество могло возникнуть двумя путями, – сказал Дмитрий Коннов. – Первый путь, это когда правообладатели собираются вместе за одним столом и объединяются. А второй вариант – когда некая организация самостоятельно осуществляет сборы