Расследования Об издании Контакты
Сегодня:

ЧИТАЙТЕ В ГАЗЕТЕ "ДЕЛО №"

 

ФОНОГРАММА ИЛИ ЖИЗНЬ: КОМУ ПЕРЕШЕЛ ДОРОГУ ГЛАВА РФА ВАДИМ БОТНАРЮК?

(29 января 2008 года)

Распечатать статью

Вадим Ботнарюк. Фото: www.gzt.ru

В середине января было совершено нападение на руководителя Российской фонографической ассоциации Вадима Ботнарюка, скончавшегося через несколько дней от полученных травм, несовместимых с жизнью. В первые дни после трагедии правоохранительные органы настаивали на том, что нападение явилось банальным разбоем, ведь у погибшего был украден дорогостоящий портфель. Однако участники рынка, а также коллеги Ботнарюка связывают его гибель с резко обострившейся конкурентной борьбой за эксклюзивное право на управление коллективными правами исполнителей и производителей фонограмм. Мы попытались разобраться в этой запутанной истории и выяснить несколько версий произошедших трагических событий.

Система выплат правообладателям слишком запутана

На рынке смежных прав, где действует множество организаций, уже не первый год продолжается конкурентная борьба за право получения отчислений за использование смежных прав. На практике эта мудреная формулировка означает следующее: владельцы авторских прав (то есть артисты, композиторы и другие собственники авторских прав) получают выплаты за использование своих произведений от Российского авторского общества, которое давно осуществляет свою деятельность и объединяет более 20 тысяч российских авторов. Здесь все более или менее понятно – одна организация собирает вознаграждения и передает их правообладателям. Смежное право – совершенно другое дело. Это право автора и фонографиста (то есть звукозаписывающей компании) на фонограмму и, соответственно, ее публичное использование. В этой сфере права регулирующие законодательные нормы прописаны не достаточно четко, что приводит к неизбежным конфликтам, которые нередко заканчиваются весьма трагически.
Надо отметить, что само понятие смежного права появилось в российском законодательстве совсем недавно, а именно в 1992 году. В течение этого времени сбором денег, причитающихся владельцам смежных прав, занимались несколько организаций, потому что единого уполномоченного государственного органа для этих целей почему-то не было. Таким образом, компании, сумевшие договориться с авторами и звукозаписывающими компаниями, имели право получать положенные дивиденды и передавать их правообладателям. Понятно, что благотворительностью в нашей стране занимаются редко, поэтому система выплат многим экспертам рынка смежных прав казалась очень запутанной и малопонятной. В том смысле, что не всегда можно было проследить движение этих денег – поступали ли они к правообладателям или оседали в карманах сотрудников этих организаций?
В длинном списке компаний в сфере коллективного управления правами на интеллектуальную собственность, по данным некоторых изданий, числились следующие организации: РФА, Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российское общество по смежным правам (РОСП), Российское общество исполнителей (РОИ), Федерация обладателей смежных прав (ФОСП), Русское общество по управлению смежными и авторскими правами (РОУСАП), Межрегиональное авторское содружество (МАС). Интересно, что, по словам представителей РФА, именно эта компания объединяет около 80% всего каталога ведущих производителей фонограмм и исполнителей. Кроме того, РФА объединяет российские и западные звукозаписывающие компании и пытается заставить предпринимателей, в частности интернет-сайты, делиться прибылью за использование ими чужой музыки в коммерческих целях. Правомерность этих сборов обоснована статьями закона «Об авторских и смежных правах», отмечают в ассоциации. Через РФА иностранные и российские авторы пытались добиться защиты своих прав. Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) также настаивает на том, что единственный официальный представитель IFPI в России – РФА. Одним словом, РФА действительно является самым сильным игроком на рынке смежных прав, и неоднократно доказывало своими действиями, что в России можно и нужно жить по закону. Однако, очевидно, что такая постановка вопроса пришлась по душе не всем.

Два нападения и несколько версий

Практически во всех публикациях, посвященных трагической гибели Вадима Ботнарюка, произошедшее связывается с открытым противостоянием РФА и РОУПИ, руководство которого якобы давно пыталось занять лидирующие позиции на рынке смежных прав. Разумеется, открыто обвинять РОУПИ и РОСП (которые, по слухам, принадлежат одному и тому же человеку) в причастности к трагедии, не посмели даже в самой РФА. Однако такая версия вполне могла бы иметь право на существование, с учетом того, что по неподтвержденным данным, РФА имеет несколько судебных прецедентов, связанных с вышеназванными организациями.
Все это выглядит очень логично, но вряд ли достоверно. Истину, как водится, установит следствие и суд, поэтому мы можем только предполагать, что произошедшее несчастье прежде всего должно ударить по имиджу РОУПИ и РОСП. К тому же, именно эти организации в первую очередь будут под пристальным вниманием сотрудников правоохранительных органов. Ну кто в здравом уме будет так себя дискредитировать? Отсюда сразу же появляется вторая версия: возможно, существует некая сторонняя организация, о которой до настоящего момента было ничего не известно, но конфликт вокруг РФА и РОУПИ пришелся ей очень кстати. Кроме того, нельзя исключать что внутри самой организации РФА произошел какой-то раскол, и этим тоже кто-то умело воспользовался. Впрочем, все это из области догадок и предположений, поэтому воспринимать эту информацию в качестве факта никак нельзя.
Тем не менее, существуют достаточно убедительные аргументы, которые могут пролить свет на эту криминальную историю. По словам представителей РФА, Вадиму Ботнарюку неоднократно угрожали. Да и январское нападение было не первым. В октябре минувшего года на главу РФА напали двое неизвестных практически при идентичных обстоятельствах. Во дворе дома по улице Правды (там же произошло и январское нападение) неизвестные преступники ударили Ботнарюка и скрылись с места преступления. Разница заключалась в том, что в тот раз преступники, скорее всего, хотели просто припугнуть руководителя РФА. Во всяком случае, господину Ботнарюку были нанесены только легкие телесные повреждения. Через несколько дней то уголовное дело было закрыто в связи с отсутствием состава преступления в действиях неустановленных лиц. Конечно, вполне могло произойти и бытовое происшествие, то есть преступники, приметив солидного мужчину, надеялись поживиться дорогими вещами или деньгами. Но поговаривали, что от банальной «бытовухи» это отличалось слишком сильно. Вероятно, были причины так думать.
Нынешнее нападение, повлекшее смерть Ботнарюка, в официальном некрологе, размещенном на сайте Ассоциации, называют «частью подлого, заранее спланированного заговора». Возможно, поэтому сотрудники РФА неохотно идут на контакт и отказываются комментировать произошедшее. Однако нам удалось выяснить, что Ботнарюку действительно неоднократно угрожали, кроме того, смерть главы РФА серьезно ослабила ее позицию в предстоящем получении государственной аккредитации на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления. Интересно, что с введением новых статей в Гражданский кодекс РФ, представлять интересы правообладателей будет только одна компания.

Куда уходят миллионы долларов?

Почему же организации, работающие на рынке смежных прав, так стремятся получить эту государственную аккредитацию? Эксперты уверяют, что по сравнению с рынком авторских прав, в сфере смежного права вращаются куда меньшие суммы. Примерно миллионы долларов. Действительно, сущие копейки. Хотя, конечно, по меркам бизнесменов это несущественные деньги. Но даже эти суммы, при нынешнем положении на рынке смежных прав, когда законодательство не в полной мере регулирует «товарно-денежные» отношения, могут быть «освоены» очень неплохо. Нет смысла сомневаться в честности компаний, осуществляющих деятельность в области смежных прав, но иногда реальные дела говорят сами за себя. На сайте известного адвоката, специализирующегося на защите интеллектуальной собственности, Ирины Тулубьевой читаем: «Готовятся иски к некоммерческому партнерству «РОУПИ» в связи с невыполнением им возложенных законом обязанностей по выплате вознаграждения артистам и музыкантам - обладателям смежных прав. В числе правообладателей, лишившихся по вине РОУПИ вознаграждения, - Эдита Пьеха, Валерия, Олег Митяев, Армен Григорян, наследники Евгения Светланова, Адмиралтейский оркестр». Получается, что не все организации выполняют свои обязательства? Поживем – увидим, чем закончится этот интереснейший прецедент.
В то же время, по нашим данным, в Государственной думе РФ образован подкомитет по интеллектуальной собственности, который как раз и будет заниматься вопросами регулирования отношений в сфере авторских прав и коллективного управления смежными правами. Учитывая сложившуюся ситуацию, работы у вновь созданного государственного органа будет очень много.
Как нам рассказали в Гильдии по развитию аудио-видео торговли (ГРАВТ), большинство организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере, работают легально. Речь идет о «легальности» прав, которые им официально переданы правообладателями. Другой вопрос, что среди этих компаний, лидирующее место занимает как раз РФА, по количеству имеющихся у нее прав от официальных правообладателей. Поэтому, как ни крути, а одним из основных претендентов на получение государственной аккредитации, остается РФА. Правда, теперь неизвестно, кто займет это престижное место.

От редакции:
Во второй части нашего журналистского расследования о перестановках на рынке смежных прав читайте мнения авторитетных экспертов, а также мы дадим возможность представителям РФА, РОУПИ и независимых организаций высказаться по поводу сложившейся ситуации.

Главный редактор «Дело №»
Дарья Савина

Другие статьи «Дело №» на эту тему:
«Дело №»: Наследники «медиа-рейдеров» сами нарушают закон
«Дело №»: РФА vs. РОУПИ: продолжение
«Дело №»: Смертельный гонорар



ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:


Ваше имя:
Ваш e-mail:
Ваш комментарий:
Введите содержимое изображения:


Распечатать статью





Rambler's Top100 Яндекс цитирования